Министр юстиции назвал основные причины неуплаты алиментов
Сфера исполнительного производства является наиболее чувствительной. Всего по республике осуществляют деятельность 263 государственных и 2 178 частных судебных исполнителей, передает Azattyq Rýhy.
За 5 месяцев 2023 года в производстве находилось 6,2 млн исполнительных производств на сумму 18 трлн 479 млрд тенге, 30% или 2 млн из которых уже окончено (на сумму 2 трлн 472 млрд тг). Из оконченных исполнительных производств 965 тыс. или 48% исполнено (на сумму 200 млрд 371 млн тг). Значительную часть из указанного количества составляют документы по взысканию алиментов. По республике это более 288 тысяч или 5% производств.
Из остатка производств по взысканию алиментов, находящихся на исполнении, проблемными являются 16 345 (5%), при этом по 9 490 (58%) документам задолженность составляет более трех месяцев и погашается частично (4,7 млрд тенге), по 6 855 (42%) документам задолженность не погашается вообще (8 млрд тенге).
«Как показывает анализ, основными причинами неуплаты алиментов являются в основном отсутствие у должников официального места работы, доходов, имущества, на которое возможно обратить взыскание. При этом отдельные должники, имея реальные материальные возможности, намеренно уклоняются от содержания своих детей либо скрывают свое имущество», — отметил А. Ескараев.
Так, за 5 месяцев текущего года за неисполнение судебных актов по алиментным платежам к административной ответственности привлечены 1 094 должника, для привлечения к уголовной ответственности в рамках статьи 139 Уголовного кодекса в органы внутренних дел направлено 410 представлений, из которых 76 направлены в суд, 196 прекращены по реабилитирующим основаниям, по 21 делу принято решение о прекращении по нереабилитирующим основаниям. В отношении 6 969 должников выставлен временный запрет на выезд из страны.
«По всем проблемным исполнительным производствам о взыскании алиментов судебными исполнителями принимаются меры принудительного характера. В некоторых случаях затрудняется взыскание алиментов из-за отсутствия у должника постоянного дохода и имущества. В этой связи региональными департаментами юстиции совместно с акиматами на постоянной основе проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства должников. К примеру, за 5 месяцев этого года по республике были трудоустроены 1 362 таких должника», — проинформировал министр юстиции.
Имеющаяся практика специализации некоторых контор судебных исполнителей на взыскании алиментов, когда судоисполнители, не отвлекаясь на другие взыскания, совершенствуют свои навыки по ведению таких производств, показывает свою эффективность. В Минюсте полагают, что данную практику по открытию специализированных контор по взысканию алиментов необходимо распространить в каждом регионе.
С начала года в территориальные подразделения Центра судебных экспертиз от правоохранительных органов и судов поступило 79 553 материалов о назначении судебной экспертизы (по судебной экспертизе – 22 740, по судебно-медицинской экспертизе – 56 813), что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2022 года (2022 г. – 84 244 материалов), из них выполнены 71 422 экспертизы (СЭ – 18 894, СМЭ – 52 528), что на 7,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (2022 г. – 77 006).
С начала года достигнута договоренность с местными исполнительными органами Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Актюбинской, Костанайской, Павлодарской, Абайской, Кызылординской областей, области Абай, города Шымкента по ремонту зданий, Северо-Казахстанской и Жамбылской областей о выделении зданий, областях Жетісу, Ұлытау о выделении земельных участков для строительства зданий.
Министерством реализовывается 12 проектов цифровизации в рамках портфеля проектов «Digital Justice» – «Цифровая юстиция».
Проект «Е-заңнама» направлен на цифровизацию законотворческого процесса и позволит выявлять противоречия и коллизии законодательства, отслеживать взаимосвязанные нормы, оптимизировать процессы разъяснения населению планируемых инициатив. В целом «Е-заңнама» повысит прозрачность нормотворческих процессов. Запуск пилотного проекта ожидается в III квартале т.г., а ввод в эксплуатацию в ноябре-декабре т.г.
Вопросы повышения качества судебной экспертизы, ее объективности и независимости являются краеугольными в обеспечении полноценной состязательности сторон в уголовном процессе. Проект «Е-saraptama» позволит автоматизировать взаимодействие как с правоохранительными, так и с судебными органами.
Прозрачность деятельности судебного эксперта будет обеспечена путем произвольного выбора эксперта автоматизированной системой. Это позволит усилить ведомственный контроль судебно-экспертной деятельности.
В рамках проекта «Цифровой нотариат» граждане получили возможность в онлайн-формате получать доверенности без посещения нотариуса. Теперь все виды доверенностей, за исключением связанных с распоряжением имущества, доступны гражданам в мобильном приложении. Благодаря новому подходу будет применяться биометрическая идентификация, результаты услуг будут доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7. Граждане могут предъявлять цифровые доверенности в различных инстанциях (к примеру: банки второго уровня, ЦОН и т.д.).
Цифровизация исполнения судебных актов остается актуальным вопросом. Для удобства как взыскателей, так и должников сервис «Кабинет сторон» может отслеживаться пользователями со смартфонов в режиме онлайн. Кроме того, автоматизировано онлайн-наложение и снятие обременений на автотранспортные средства, по аналогии с арестами банковских счетов.
На сегодняшний день оплатить задолженность можно через терминалы, установленные в пунктах пропуска государственной границы и в общественных местах, а также посредством мобильных приложений Kaspi, Bereke и Казпочта. Также ожидается подключение сервиса снятия ограничений на выезд из страны через мобильные приложения Halyk Homebank, Freedom24.
Усиление ведомственного контроля Министерства юстиции за деятельностью судебных исполнителей будет реализовано также посредством автоматизации аналитических инструментов и онлайн-фиксаций производимых действий.
«Для снижения долговой нагрузки с граждан разработан 100% автоматизированный процесс принятия исполнительных документов направлением уведомлений о необходимости исполнения требований исполнительного документа. При принятии исполнительного документа в производство АИС ОИП в процессе пилота предлагается не взымать оплату деятельности. Для реализации данного проекта необходимо внести изменения в законодательство в целях регламентации роботизированного исполнительного производства», — сказал он.
Кроме того, в текущем году разрабатывается мобильное приложение АИС ОИП, в котором планируется реализовать функции: поиска исполнительных документов, контактов судебных исполнителей, проверки в Едином реестре должников и запретов на выезд, наличия обременений, подписания документов посредством мобильного ЭЦП, Push-уведомления, проверки документов (легитимность постановлений судебных исполнителей).
Проект «Е-заң көмегі» предназначен для повышения уровня автоматизации деятельности адвокатов, юридических консультантов, их взаимодействия в режиме онлайн с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами, в т.ч. в рамках гарантированной государством юридической помощи.
В 2020 году посредством интеграции с Единым реестром досудебных расследований Генеральной прокуратуры был запущен сервис по онлайн-процессу назначения адвокатов в рамках электронного формата уголовного судопроизводства по ГГЮП.
При этом назначение производится рандомно, что позволило нивелировать риски выбора «удобного» для дела адвоката.
«Мы планируем реализовать онлайн-фиксацию времени затрачиваемого в рамках ГГЮП для обеспечения справедливой оплаты услуг. На сегодняшний день все 53 услуги Министерства юстиции доступны на сайте egov.kz. При этом активно ведутся работы по их реинжинирингу и переводу в полный электронный формат», — сказал А.Ескараев.
С января т.г. на сайте egov.kz автоматизирован процесс внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния, а также полностью автоматизирована услуга регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации. Аналогичную работу планируется провести по услугам в сфере регистрации юридических лиц.
С января т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank запущен сервис «Предоставление сведений о юридических лицах» и «Предоставление сведений о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество».
C февраля т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank реализована услуга регистрации брака (супружества).
В феврале т.г. в мобильном приложении Bereke bank «B-Business» реализована услуга «Регистрация ТОО».
В мае т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank обеспечена возможность подавать заявки о смене руководителя ТОО онлайн.
Завершаются работы по выводу услуги регистрации брака (супружества) в мобильном приложении Kaspi.kz.
Таким образом, на сегодняшний день из 53 услуг министерства 33 госуслуги выведены на мобильные приложения, из них 28 – на мобильном приложении eGov mobile, 5 – на приложения банков второго уровня (Халык банк, Каспи банк, Береке банк).
Также Министерством юстиции инициирован реинжиниринг в рамках аттестации частных судебных исполнителей, нотариусов, адвокатов, судебных экспертов и патентных поверенных.
29 мая текущего года совместно с Агентством по делам государственной службы, Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы» произведен запуск проекта по реинжинирингу и автоматизации указанных услуг. Так, этап комиссионного собеседования автоматизирован путем замены на компьютерные ситуационные кейсы.
Полномочия проведения компьютерного тестирования для повышения прозрачности процесса и с учетом наличия современных залов тестирования переданы в Национальный центр по управлению персоналом государственной службы.
«Данный проект обеспечит прозрачность процесса, повысит доступ к профессии, исключит человеческий фактор, сократит сроки оказания государственных услуг и предоставит возможность кандидатам проходить аттестацию в удобное время», — сказал А. Ескараев.
Реинжиниринг аттестации апробируется в городах Астана, Шымкент и в Туркестанской области. К аттестации допущен 41 кандидат, 6 успешно ее прошли.
Отдельно министр юстиции остановился на инициировании пилотного проекта по электронному голосованию в рамках создания и деятельности ОСИ и его регистрации.
Дело в том, что в настоящее время существует проблема фальсификации подписей жильцов в протоколах общего собрания. Это приводит к обращению жильцов в органы и суд. Автоматизация процессов сбора подписей жильцов, автоматический подсчет голосов, проверка кворума и формирование электронного протокола решит данную проблему.
«В апреле текущего года пилотный проект запущен по всей республике. В проекте участвует порядка 100 домов, успешно проведена регистрация 4 ОСИ, 20 домами инициированы заявки на проведение электронного голосования. Завершаются работы по автоматизации процесса смены председателя ОСИ посредством электронного голосования жильцов», — проинформировал А. Ескараев.