Эксперты оценили работу Правительства Смаилова

Автор: Azattyq Rýhy

Опрошенные высказали ряд негативных последствий

С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А.Смаилова и его команды, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на turanpress.kz.

Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства.

Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.

Эксперты. В опросе весны 2023 года принял участие 21 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:

По итогам опроса заметно, как изменилась источниковая база экспертов. Так, если ранее основным источником информации о деятельности правительства РК для экспертов выступали материалы, публикуемые в интернет-изданиях, то на этот раз в качестве главного поставщика новостей выступили социальные сети (44,9%; 17% в 2020 году), материалы интернет-изданий – на втором месте. Обращает внимание, что только каждый пятый эксперт (21,4%; в исследовании 2020 года – 2 место, 44%) получает информацию о деятельности правительства из докладов, выступлений, интервью премьер-министра и представителей правительства, в то время как правительственные пресс-релизы свою востребованность практически не изменили (14,3% в 2023 году и 13% в 2020 году).

Оценка Правительства. Напомним, что Алихан Смаилов сменил Аскара Мамина, заняв пост премьер-министра Казахстана 11 января 2022 года после массовых социальных выступлений.

Работа Правительства А.Смаилова за истекший период была оценена экспертами крайне низко – 1,6 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 1 и 2 балла, аргументируя это тем, что «все заявленные президентом реформы провалены, подготовленные правительством концепции законов слабы и не полны»; «не видна проактивная позиция»; «отсутствие «тактильных» (пущен в строй) результатов, инертное (пассивное) продолжение политики «ручного управления»; «правительство не может обуздать инфляцию, рост цен на продовольственные товары, у простых граждан нет никакой перспективы на улучшение своего положения».

Основные характеристики правительства Смаилова – это то, что оно «временное» и «техническое».

При этом к достижениям правительства было отнесено в основном то, что за эти 1,5 года не было таких значимых провалов, которые могли бы привести Казахстан к еще большим катастрофическим последствиям, «спасибо, что страну не развалили», «экономика не рухнула с тем темпом, с которым потенциально могла». В плюсы также можно включить также некоторые отдельные решения и действия правительства «безвизовый режим с Китаем», «газификация Алматинской области». Причиной же критики экспертов можно считать то, что «правительство самоустранилось от решения накопившихся проблем».

Критике экспертов подверглось и правительство, и деятельность самого премьера – 78,6% опрошенных считает, что он не справляется со своей работой. И хотя пятая часть опрошенных полагает, что «не факт, что другие кандидатуры в нынешних условиях смогли бы сработать лучше», все-таки, мнения большинства определяется тем, что он «слабый, как премьер, инфляция растет, ничего не предложил для экономического развития»; «социальное самочувствие граждан ухудшается с каждым днем».

А среди недостатков работы правительства Смаилова были названы следующие:

  • бездействие, непрофессионализм;
  • безынициативность, некомпетентность, отсутствие ясной и понятной народу программы действий;
  • использование устаревших и неэффективных методов работы;
  • отсутствие экономических реформ, попытка консервации существующей системы, работа по устаревшим и отсталым правилам;
  • нет определённо чёткого плана (пошагово) по поднятию благосостояния народа;
  • отсутствие стратегического видения развития отраслей;
  • плохое планирование, неэффективное исполнение, бесконтрольность, манипуляции со статистикой;
  • экономика и система ЖКХ могли быть в лучшем состоянии, чем сейчас.

Если оценивать работу правительства Смаилова по отдельным критериям, то, по мнению экспертов, сравнительно лучше правительство справлялось с вопросами по поддержанию численности населения страны (сальдо миграции и естественного прироста населения). На 2 балла оценена работа по привлечению инвестиций. При этом все остальные направления оценены экспертами ниже 2-х баллов, и наибольшей критике подвергается работа правительства, связанная с повышением доходов населения и недопущением снижения уровня жизни казахстанцев.

Оценки работы экспертами министерств Правительства Смаилова. Самый высокую оценку – 3 балла – получило министерство культуры и спорта, возможно, не самое ключевое в правительстве, но на фоне других показывающее хоть какие-то положительные результаты. Конечно, играет ли МКС непосредственную роль в победе наших, например, шахматистов – вопрос дискуссионный, но тем не менее, факты побед есть.

В то же время, при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в топ-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Опрос показывает, каким должен быть рецепт успешной деятельности правительства: займитесь национальной экономикой, наведите порядок в финансах, поймите, в чем смысл вашей политики в сельском хозяйстве.

Обращает внимание, что такая управленческо-организационная мера, как совмещение должности министра с портфелем вице-премьера не считается экспертами полезной и результативной. Только четвертая часть экспертов полагает, что по итогам данного нововведения эффективность работы профильного министра повысилась («когда премьер и министр на одной волне, то повышается и взаимопонимание двух функционеров и вероятность положительного результата в работе»). Но подавляющее большинство не видит качественных изменений в работе.

Диаграмма 1. – ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МИНИСТРОВ НА ПОСТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Обосновывая свою критику, эти эксперты отмечали, что «если идея в росте статуса того или иного направления, то на практике этого не происходит»; «наоборот, привело к снижению публичности и непониманию ситуации в отрасли. Инициатива бессмысленная»; «пословица: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Таким образом, опрос показал накопление общего раздражения и недовольства в экспертной среде действиями правительства Смаилова. По существу, после январских событий, которые выявили очень высокие экономические и социальные ожидания в обществе, Смаилов и его правительство не смогло дать требуемых ответов о стратегических путях развития Казахстана, не найдя ничего лучшего, чем воспроизводить устаревшие методики ручного управления экономикой и демонстрировать имитацию реформ.