Фонд – это такая структура, которая всегда будет подвергаться критике, как бы он ни работал, отметил один из участников заседания
На заседании Общественного совета Министерства здравоохранения РК был представлен отчет по итогам деятельности Фонда социального медицинского страхования за 2022 год, передает Azattyq Rýhy.
Об основных показателях финансирования медицинской помощи и увеличении объемов оказанных услуг, также мерах по совершенствованию системы ОСМС проинформировал общественников председатель правления ФСМС Сабит Ахметов.
По словам С. Ахметова, за 3 года внедрения ОСМС объем финансирования системы здравоохранения увеличился в 2,5 раза – с 1 трлн тенге до 2,5 трлн тенге. Благодаря данным вливаниям, расходы на здоровье одного жителя фактически возросли в 2,5 раза - с 55,8 тыс. тенге до 138 тыс. тенге.
При этом дополнительные средства направлены на отдельные виды медицинской помощи, ранее испытывавшие дефицит финансирования. К примеру, объем финансирования таких высокотехнологичных медуслуг, как кардио и нейрохирургия, ЭКО, трансплантология увеличен в 3,5 раза (с 22,9 млрд в 2019 году до 82,3 млрд тенге в 2023 году), медреабилитации и консультативно-диагностической помощи в 12,5 раза (с 25 млрд до 317,4 млрд тенге), реабилитация – с 6 млрд до 76,4 млрд тенге.
Ежегодно в системе ОСМС растет доля поставщиков медицинских услуг с частной формой собственности. В 2023 году Фондом медстрахования заключено 4 578 договоров с 1 928 поставщиками, из которых 63% – частные клиники.
Количество нозологий, включенных в перечень амбулаторного лекарственного обеспечения увеличилось в 4 раза (с 45 позиций в 2019 году до 126 позиций в 2023 году), а финансирование выросло более чем в 2,5 раза (с 82 млрд в 2019 году до 226 млрд в 2023году).
Далее глава ФСМС ознакомил членов Общественного совета с мерами, направленными на улучшение работы ОСМС.
Он отметил три ключевых направления, по которым будут реализованы новые решения с учетом существующих проблем.
Во-первых, это оцифровка деятельности Фонда, включая вопросы планирования, закупа, мониторинга и оплаты, а также оцифровки системы тарифообразования. Данная работа уже начата МЗ РК совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и Фондом в рамках реализации единой ИТ-платформы Е-Денсаулык.
Во-вторых, это разграничение пакетов ГОБМП и ОСМС. Основные виды медпомощи (консультативно-диагностические услуги, стационарная помощь) предусмотрены в обоих пакетах. Минздрав совместно с Фондом в рамках решения Совета по экономической политике (СЭП) проводит работу по четкому разграничению видов медпомощи.
В-третьих, это обеспечение полноценного мониторинга качества оказания медпомощи. Стоит задача по 100% охвату мониторингом медуслуг.
По итогам доклада главы Фонда члены Общественного совета поделились видением касательно дальнейшего функционирования системы ОСМС.
«Фонд – это такая структура, которая всегда будет подвергаться критике, как бы он ни работал. Вопрос в другом: а чем помочь, как решить системные проблемы, чтобы привести все в соответствие? Клиники есть как довольные, так и недовольные, но при этом ещё никто из них не расторгнул с Фондом договор, значит в какой-то степени всех все устраивает и все всем довольны. Я говорю не в защиту Фонда, но нужно понимать, что история медицинского страхования складывается веками. Сейчас гражданам нужны социальные гарантии, во-первых, по своим конституционным правам, во-вторых, по своим отчислениям. Бюджет, конечно, не удовлетворяет, но не все зависит от Фонда», - такое мнение высказал вице-президент ОО «Академия фундаментальной и клинической медицины» Нурлан Джайнакбаев.
Он предложил больше внимания уделять вопросам ОСМС на уровне Общественного совета и оказывать поддержку в решении сложных задач в этом направлении.
«Не нужно трений: депутат какой-то сказал, какая-то клиника чем-то недовольна. Это государственный орган, государственная система, и мы должны понимать, что она должна быть синхронизирована с государственной политикой и работой Минздрава», – подчеркнул Нурлан Джайнакбаев.
Другие члены Совета поделились мнениями относительно финансирования медицины, в частности, паллиативной медпомощи, охвата граждан системой ОСМС.
По итогам заседания председатель Общественного совета Надежда Петухова напомнила присутствующим, что система медицинского страхования в развитых странах внедрялась десятилетиями.
«Внедрение медицинского страхования – очень длительный процесс. В 2014 году, будучи депутатом, в составе делегации вместе с Нацбанком, Министерством финансов, мы ездили изучать систему страхования Германии. У нас поинтересовались, когда вы собираетесь внедрять медицинское страхование. Мы ответили, мол, с 1 января такого-то года. Они на нас удивленно посмотрели и отметили, что шли к этому 90 лет, каждая земля своим путем. И добавляли услуги постепенно, в зависимости от сбора денег и возможностей бюджета. Хочу сказать, что процесс этот эволюционно очень длительный. Нам все-таки надо как-то поднимать имидж Фонда, потому что только медицинское страхование во всем мире дает положительный результат», – подчеркнула Надежда Петухова.
По мнению главы Общественного совета Минздрава, в условиях одних и тех же тарифов, некоторые грамотные менеджеры здравоохранения умеют рационально распоряжаться финансовыми средствами на оказание медпомощи и работать без долгов, другие напротив расходуют деньги не эффективно, без учета приоритетов.
«Поэтому призываю членов совета везде, где вы выступаете, общаетесь с населением, пресекать такого рода высказывания главных врачей, что Фонд не дает денег», - резюмировала Н.Петухова.
Для справки: Некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 01 июля 2016 года № 389.