ВОЗ бьет тревогу: Казахстан – в лидерах по потреблению бургеров в Центральной Азии

Автор: Смагулов Амир

Больше всего бургерами питаются в Алматы, Астане и Шымкенте

Пока Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу, что в мире появляется все больше вредной еды, казахстанцы не только не обращают на это внимание, но и лидируют в рейтинге стран Центральной Азии по потреблению бургеров. Такое исследование провел один из сервисов доставки. А вот среди 25 стран, в которых существует этот сервис, Казахстан занял 6 место, что тоже говорит о большой любви к вредной пище, передает Azattyq Rýhy.

Официально создателем главного символа фастфуда – гамбургера – считается американец Луи Лассен, который 28 июля 1990 года запатентовал закрытый бутерброд с горячей мясной котлетой и овощным гарниром. Но вот первые подобные рецепты появились гораздо раньше, и первое упоминание о «Гамбургском стейке» из Германии встречается в газете «Вечерний Бостон», выпущенной в 1884 году. Как бы то ни было, гамбургер прошел историю в полтора века и сегодня является одним из самых популярных в мире. Поэтому не удивительно, что тренд на любовь к королю фастфуда подхватили и казахстанцы.

По данным сервиса доставки, только их курьеры в 2022 году доставили 3 миллиона 210 тысяч 645 бургеров, что на 23% больше по сравнению с​ 2021 годом. Это означает, что в среднем по стране производилась доставка шести бургеров в минуту. Таким образом для этой компании Казахстан является страной номер один с самым высоким потреблением бургеров в регионе Центральной Азии, на долю которой приходится 47% общего объема регионального потребления.

Казахстан занимает шестое место в мировом рейтинге с самым высоким потреблением бургеров, уступая только Испании, Италии, Румынии, Польше и Португалии. Однако, если принимать во внимание только предприятия малого и среднего бизнеса, Казахстан в 2022 году поднимется на третье место в мире с показателем, равным 31% мирового потребления бургеров.

«Казахстанцы предпочитают наслаждаться гамбургером как в обед, так и на ужин. Но именно за ужином потребление несколько выше, особенно в часы пик, начиная с семи вечера. В среднем 35% гамбургеров ежедневно потребляются в промежуток между 18:00 и 21:00 часами, а 27% потребления приходится на период с 12:00 до 15:00 часов. Что касается дней недели, то потребление бургеров в Казахстане следует глобальной тенденции экспоненциального роста потребления в течение недели, с пиком потребления в выходные дни, а особенно по субботам с показателем, равным 16% еженедельного потребления бургеров: во временном интервале пятница–воскресенье составляет 46% недельного объема заказов бургеров», - отмечается в исследовании.

Золотой минутой в 2022 году с самым большим ажиотажем в плане потребления бургеров на улицах городов Казахстана стало 10 часов 13 минут утра 15 октября 2022 года. Декабрь стал месяцем с самым высоким заказом бургеров в течение года, на долю которого пришлось 9,45% годового потребления. Ежемесячный рост довольно экспоненциальный: с января с самым низким показателем потребления до декабря с самым высоким таким показателем.

Что касается городов, то самые высокие показатели продемонстрировал Алматы – 70,6% от общего годового потребления, Астана – 11,7% и Шымкент – 8,87%. Однако, если обратить внимание на те города, где потребление бургеров пережило наибольший рост по сравнению с 2021 годом, то это Актау – плюс 170%, Атырау – плюс 150% и Павлодар – плюс 99%.

Если же говорить о потребителях, проанализировав, кто потратил больше всего денег на один заказ, то житель Алматы потратил 151 тыс. 700 тенге на заказ, который включал в себя 74 бургера, картофель фри, кетчуп, напитки, шесть комплектов гамбургеров и один бумажный пакет.

А между тем ВОЗ уже бьет тревогу, так как избыточный вес и ожирение у детей школьного возраста – сегодня большая проблема на территории Европейского региона. И хотя в Казахстане ситуация более благоприятная, по последним данным эпиднадзора ВОЗ показатели ожирения растут среди мальчиков. По данным, подготовленным ВОЗ в 2022 году и министерством здравоохранения РК, в Казахстане 21% детей в возрасте 6-9 лет имеют избыточный вес или ожирение. Для 8-летних девочек этот показатель составляет около 18% и остается практически неизменным с 2015 года. Тенденции среди мальчиков вызывают обеспокоенность у экспертов: за период с 2015 по 2020 год распространенность избыточного веса и ожирения среди 8-летних мальчиков выросла более чем на 5% и достигла 24%.

«В Казахстане мы наблюдаем постепенный рост потребления сахаросодержащих напитков и увеличение времени, которое дети проводят с различными электронными устройствами в режиме ограниченной подвижности. Однако в то же время мы видим и более позитивные тенденции. Распространенность ежедневной физической активности в объеме 60 минут и более выросла более чем на 15 процентов и достигла 86 процентов», – заявляла и.о. председателя правления Национального центра общественного здравоохранения Министерства здравоохранения Жанар Калмакова.

Бороться с ожирением среди детей ВОЗ предлагает за счет повышения налогов на вредные продукты питания, ограничивать их рекламу, а также обеспечивать доступность фруктов и овощей.

На эту тему недавно высказался и депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов.

«Мы полагаем, что правительству следует повышать налоги на вредные для здоровья продукты, а не на полезные, как ягоды. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вопрос применения налога на вредные продукты, а семьям с низким уровнем дохода предоставлять ваучеры, на которые они будут приобретать полезные продукты. Надо внедрять не безумные, а разумные налоги, с пользой для страны и людей», - заявил депутат.

Он отметил, что в мире достаточно распространена практика введения налогов на вредные продукты питания. Например, в течение последних десяти лет подобные налоги устанавливали в Дании, Эквадоре, Египте, Франции, Венгрии, Мексике, США и других государствах. В подавляющем большинстве случаев, по данным медицинских служб, эти меры положительно повлияли на здоровье населения, потому что данная мера привела к снижению потребления вредных продуктов. В целом, как отмечают многочисленные исследования, налог для поддержки общественного здоровья достиг своих целей. В странах, где введен данный вид сбора, до 70% производителей и продавцов продуктов питания снизили содержание вредных и облагаемых дополнительным налогом компонентов.