В Казахстане появилась необходимость контролировать вопросы безопасного Интернета и рекламы в ней
Правовое регулирование информационной среды – актуальный вопрос в Казахстане. Количество блогеров растет, однако мало кто работает легально, уплачивая налоги в бюджет. К тому же возросло число скандалов с рекламой финпирамид, вымогательств со стороны инфлюенсеров. Онлайн-среда в стране нуждается в четком правовом регулировании, как это устроено во многих цивилизованных странах, передает Azattyq Rýhy.
На сегодня в Казахстане не сформирована законодательная основа для функционирования и развития онлайн-платформ: отсутствует актуальный понятийный аппарат, имеется ряд «серых мест» в части взаимодействия пользователей как между собой, так и с администрацией онлайн-платформ.
К тому же мировая тенденция последних лет показывает, что возникает необходимость координированных действий государств и владельцев онлайн-сервисов для обеспечения более безопасной и прозрачной онлайн среды.
Депутат Мажилиса Марат Башимов утверждает, что правовое регулирование действует во многих странах. К примеру, в 2022 году странами-участницами Европейского Союза было достигнуто соглашение касательно полного законодательного контроля за функционированием алгоритмов социальных сетей.
«В его рамках предусмотрены механизмы подачи жалоб, рассмотрения обращений, модерации контента и онлайн-рекламы. В Германии закон работает с 2018 года и такой процесс идет в странах ЕС и Совета Европы. Так что развитие информационных технологий, общественных отношений в социальных сетях ведет к необходимости объективного правового регулирования в соответствии с основным законом нашей страны, понятным и простым для наших граждан», - убежден депутат.
В Германии закон четко регламентирует процедуру рассмотрения жалоб и запросов на удаление незаконного контента, кроме того, социальные сети должны два раза в год публиковать отчет о доступности сервисов и данных. Если контент является незаконным, доступ к нему в стране запрещается.
«Закон регулирует только неконституционный контент, который подпадает под некоторые статьи уголовного законодательства, такие как: оскорбление и клевета, кибербуллинг, разжигание ненависти, распространение изображений насилия, поощрение и одобрение преступлений, оскорбление вероисповеданий, распространение детской порнографии, неприкосновенности частной жизни путем фотосъемки и так далее», - подчеркнул Марат Башимов.
А в Великобритании вводится понятие «Harmful information». Информация, подпадающая под эту категорию, подлежит немедленному удалению со стороны владельцев социальных сетей.
«TikTok, Snapchat, Facebook, Instagram и другие компании социальных сетей, будут нести юридическую ответственность за контент на своих сайтах. Закон о цифровых услугах в Европейском Союзе повлияет буквально на каждую социальную сеть, поисковую систему и онлайн-рынок, ведущий деятельность на территории ЕС. В первую очередь DSA направлен на защиту интернет-пользователей путем установления «нового стандарта» для онлайн-платформ, в соответствии с которыми такие компании, как Google, Meta (Facebook), будут нести ответственность за незаконный и вредоносный контент», - отметил мажилисмен.
Учитывая стремительный рост сферы диджитал, распространение ложной информации, создание новых платформ, появилась необходимость контролировать данный вопрос и утверждать жесткие правила. Поэтому в Казахстане вопросы безопасного Интернета и рекламы в ней нуждаются в детальном правовом регулировании.