Новые правила для электросамокатов: мнение астанчан
Корреспонденты AR узнали мнения казахстанцев по актуальному вопросу
Езду на электросамокате, гироскутере, моноколесе необходимо законодательно регламентировать. Ведь это уже сейчас представляет угрозу для простых пешеходов. Такое мнение высказали жители Астаны, опрошенные корреспондентами Azattyq Rýhy.
С каждым годом на казахстанских дорогах и тротуарах становится все больше электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других средств индивидуальной мобильности. При этом зачастую люди, управляющие ими, не только нарушают правила дорожного движения, но и представляют угрозу как для себя, так и для автомобилистов, пешеходов.
К сожалению, печальная статистика дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов в последние годы резко выросла в городах страны. Так, по данным министра внутренних дел РК Марата Ахметжанова, с 1 января этого года были зарегистрированы 44 ДТП с участием самокатчиков, в прошлому году погиб один человек.
Самокатчики попадают в ДТП не только сами, но сбивают детей, женщин и других пешеходов. Так, весной 2021 года в Алматы неподалеку от пересечения проспекта Назарбаева с улицей Кабанбай батыра пара на электросамокате сбила четырехлетнего ребенка на тротуаре и скрылась. Это происшествие вызвало большой резонанс в обществе. И этот случай, к сожалению, не единичный. Ежедневно только в одну алматинскую больницу поступали несколько пострадавших в таких ДТП.
Вдобавок ко всему, многие, не знающие правила дорожного движения, самокатчики устраивают конфликты с водителями или пешеходами. Как это произошло, например, летом 2019 года в том же Алматы, когда неадекватный самокатчик выяснял отношения с водителем автобуса.
Опасная езда самокатчиков, приводящая к ДТП, вызывает резонное возмущение большого числа водителей транспорта и пешеходов. Казахстанцы высказывают недовольство, пишут об этом в социальных сетях, призывают взять под законодательный контроль движение на электросамокатах. Об этом в комментариях AR высказали опрошенные жители Астаны.
Напомним, ранее депутаты Мажилиса рассмотрели и приняли проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения».
«Согласно проекту электросамокаты признаются транспортным средством. К электросамокатам относятся транспортные средства со скоростью движения до 25 километров в час. В-третьих, электросамокаты могут двигаться без ограничений по велодорожкам и обочинам. В-четвертых, разрешается движение по тротуарам со скоростью пешеходного потока не более 6 километров в час. Такой подход является компромиссным решением для обладателей нового вида транспорта и пешеходов. Ограничение скорости на тротуаре обезопасит пешеходов», – сказала депутат Екатерина Смышляева, представляя законопроект.
По ее словам, несмотря на то, что администрировать ограничение будет достаточно сложно, такая скорость примерно равна скорости пешеходного потока и определяется визуально.
«В-пятых, допускается движение электросамоката по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Однако для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории. В-шестых, требования к водителям, выезжающим на проезжую часть, – это профилактика аварийных ситуаций, которые, с учетом конструкции этого вида транспорта, неизбежны при незнании ПДД. На электросамокате запрещается перевозить грузы и пассажиров, водители электросамокатов должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрестках», – отметила депутат.
К слову, проблема с электросамокатами актуальна не только в Казахстане, но и во многих других странах мира. Так, споры и скандалы вокруг двухколесного транспорта шли несколько лет в России, где раньше он также никак и никем не контролировался. При этом за последние пять лет в этой стране количество аварий с участием электросамокатов выросло в 20 раз. И это только по официальным данным. Лихачи на двухколесном транспорте сбивают пешеходов на тротуарах и не щадят автомобили. Поэтому больше половины граждан соседней страны высказались за новые правила для электросамокатов – за ограничение возможностей для самокатчиков. И с 1 марта для таких граждан был введен новый статус – водитель средства индивидуальной мобильности.