eGov.kz – 17 лет: чиновники озвучили результаты цифровизации Правительства

Автор: Azattyq Rýhy

2,4 млн государственных услуг в электронном формате получили казахстанцы в первом квартале т.г.

В Службе центральных коммуникаций при Президенте РК прошел брифинг на тему развития сферы оказания электронных государственных услуг. Участие в брифинге приняли вице-министры труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — Асет Турысов, а также юстиции Бекболат Молдабеков, передает Azattyq Rýhy.

Выступая с докладом, вице-министр юстиции вице-министр юстиции Б. Молдабеков рассказал о запуске в приложении eGov Mobile нового проекта «Цифровой нотариат».

Проект реализован по поручению Главы государства в рамках «цифровых» инициатив Правительства Digital Justice министерствами юстиции, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с АО «Национальные информационные технологии», Республиканской нотариальной палатой.

По словам Б. Молдабекова, «Цифровой нотариат» существенно упростит гражданам получение нотариальных услуг. В частности, у казахстанцев появилась возможность оформить доверенность в электронном виде.

Также вице-министр сообщил, что Казахстан является одним из первых государств в мире, который оцифровал нотариальное удостоверение доверенности в онлайн-режиме. Прежде такие услуги были доступны только во Франции и Литве.

По словам Бекболата Молдабекова ранее для оформления доверенности требовалось фактическое присутствие клиента для подписания и удостоверения документа нотариусом, а теперь, нотариальная доверенность доступна гражданам через eGov Mobile, а в дальнейшем данная функция появится и в ряде банковских приложений. Так называемая «Цифровая доверенность» оформляется в режиме онлайн посредством видеосвязи клиента с нотариусом.

Оказать данную услугу сможет любой нотариус свободный в момент обращения. Цифровую доверенность можно будет предъявлять во всех государственных инстанциях или по месту требования наравне с бумажным аналогом.

При этом в целях обеспечения безопасности используется ЭЦП с применением биометрических данных пользователя как при авторизации в приложении eGov Mobile, так и при подписании заявки.

«Этот проект связан с экономией времени каждого гражданина. Например, могут быть разные ситуации, когда вы не можете выйти, будь то с работы или из больницы. Также можно получить доверенность онлайн, что очень просто», — сказал Б. Молдабеков.

Также он рассказал, что за 17 лет казахстанцы привыкли получать государственные услуги через eGov Mobile.

«На главной странице этого приложения необходимо нажать на проект «Цифровой нотариат», пройти регистрацию по биометрии, набрать ИИН гражданина, которому будет представлена доверенность, и написать номер своего мобильного телефона. Затем включается видеозвонок. На другом конце нотариус свяжется с вами по видеозвонку, получит необходимую информацию, заполнит необходимую доверенность и покажет вам. Он подпишет это только в том случае, если вы скажете: «Да, все верно». Таким образом, получить необходимую доверенность можно за 2-3 клика», — пояснил представитель Минюста.

По его словам, проект «Цифровой нотариат» был запущен 11 апреля и буквально за полдня было оформлено около тридцати доверенностей. Это говорит о востребованности услуги.

«Например, кто-то остается за границей, у кого-то есть семья в деревне, и бывают случаи, когда необходимо ехать из-за доверенности. Это занимает больше времени, требует больше затрат. А теперь с помощью таких цифровых проектов мы сэкономим время, и быстро выдадим такую доверенность», — сказал вице-министр.

Масштаб проекта будет увеличиваться. Представитель Минюста отметил, что если услуга выдачи доверенностей покажет свою эффективность, то в дальнейшем список нотариальных услуг, оказываемых в онлайн-режиме будет расширен.

Далее о работе по трансформации и цифровизации государственных услуг доложил вице-министр труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов.

Сегодня в Казахстане многие услуги госорганов переводятся в электронный формат. По его словам, это результат непосредственного участия государственных органов в целом, квазигосударственных коллективов и частного сектора в развитии электронного правительства за последние 17 лет.

«Сегодня из 45 видов государственных услуг по 43 услугам или 95% есть возможность получить их в электронном формате, в т.ч. по 23 услугам проактивно (51%). По итогам 2022 года всего оказано 13,8 млн госуслуг, из которых 11,2 млн электронные услуги или 81% от общего числа оказанных госуслуг», — проинформировал он.

В I кв. т.г. всего оказано 3,4 млн госуслуг, из которых 2,4 млн электронные услуги или 85% от общего числа оказанных госуслуг.

Работа в этом направлении продолжается. Кроме того, в 2023 году МТСЗН планирует перевести несколько услуг в проактивный формат и увеличить их объем до 60%.

Представитель Минтруда рассказал еще об одном проекте — Цифровой карте семьи. Он предусматривает перевод формата получения госуслуг в проактивный формат. То есть для каждого гражданина предоставляются услуги гарантированного пособия от государства в зависимости от его статуса.

«Во-вторых, предусматривается сокращение времени обслуживания до одного дня. В рамках этого проекта решение будут принимать только информационные системы, будет устранен человеческий фактор», — сказал спикер.

В рамках трансформации и реинжиниринга государственных услуг с 29 марта т.г. реализовано автоматическое назначение пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», где срок оказания услуги сократился с 7 до 1 рабочего дня. В рамках автоматического назначения полностью исключен человеческий фактор. По состоянию на 11 апреля т.г. 450 многодетным матерям автоматически было назначено пособие. По данному принципу планируется продолжить работу и по другим услугам.

В целях расширения возможностей получения услуг населением в октябре 2021 года министерство совместно с БВУ реализовали в их мобильных приложениях сервисы по оказанию госуслуг, связанных с рождением ребенка.