Как в Казахстане будут решать проблему самоубийств среди военнослужащих

Автор: Ахметбеков Асхат

Об этом рассказали в Главной военной прокуратуре

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото: inbusiness.kz, gov.kz, depositphotos.com

В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев определил векторы развития нашего государства. И особое внимание глава государства уделил отечественной армии, так как именно на военнослужащих возложена ответственная задача по сохранению незыблемости государственных границ и порядка в Республике Казахстан, национальной безопасности. Однако только по официальной статистике с 2020 года в стране умерли 270 военнослужащих. О том, что делается для сохранения жизней военнослужащих в мирное время, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Как признает первый заместитель главного военного прокурора РК Максат Казиев, несмотря принимаемые уполномоченными меры, смертность военнослужащих продолжает иметь место быть. Статистика такова, что с 2020 года умерли 270 военнослужащих, в частности: в 2020 году – 78 военнослужащих, в 2021 году – 96, в 2022 – 85 и в 2023 году – 11. Главными причинами оказались следующие: смерть от болезни – 36%, дорожно-транспортные происшествия – 24% и суицид – 20%.

«Случаи суицида беспокоят нас всех. Как показали результаты анализа профилактики суицида, наши войска и общество подвержено негативным рискам. По разным данным уровня суицида среди населения, Казахстан входит в 20-ку стран мира, а среди подростков – в тройку. По данным Комитета по правовой статистике (и специальным учетам Генеральной прокуратуры – AR) за 2018-2022 годы в стране зарегистрирован 17 631 факт суицида и 21 332 попытки суицида. То есть на 10 000 граждан приходится 9 суицидов и 11 попыток суицида. Из них 86 суицидов и 20 покушений произошли в армии, то есть шесть суицидов и одно покушение на 10 000 военнослужащих. Следовательно, общественное мнение о том, что самоубийства часто происходят в армии, не подкрепляется официальными данными», – утверждает первый заместитель главного военного прокурора РК Максат Казиев.

При этом отмечает он, что уполномоченным органом по охране и профилактике здоровья является Министерство здравоохранения РК, которое утвердило стандарты медико-социальной помощи населению, оказание помощи лицам с психическими и поведенческими расстройствами. Для этого у Минздрава имеются более 150 молодежных центров здоровья в областных центрах, а также специальная база обучения психологов. Поэтому в стране есть база и возможности оказывать помощь имеющимися ресурсами, координировать работу и так далее, считают в Главной военной прокуратуре.

Вместе с тем Максат Казиев признал, что некоторые случаи гибели военнослужащих и суициды произошли в результате противоправных действий.

«За последние три года под влиянием преступной деятельности произошло девять фактов смертельных случаев в армии. К примеру, по резонансному делу убийства солдата (Алибека – AR) Калбая была установлена вина его коллеги (Айболата – AR) Аманжолова. На прошлой неделе завершился судебный процесс, данный человек был осужден», – привел он пример, отметив, что, в целом, по всем уголовным правонарушениям в армии обеспечена законность, а все лица привлечены к ответственности.

Учитывая сложившуюся ситуацию, на первом плане сегодня стоит работа по профилактике таких ситуаций. В 2022 году совместно с военными ведомствами Главная военная прокуратура приступила к реализации Программы профилактики правонарушений в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2022-2024 годы. В рамках этой работы особое внимание обращается на анонимные опросы, проводят работу с психологами, совместные проверки с медицинскими учреждениями по фактам получения телесных повреждений, по фактам получения травм. А при наличии уголовных признаков сразу начинаются следственные действия. Кроме того, особое внимание уделяется изучению, устранению причин, последствий правонарушений. Вместе с тем, активизирована работа по повышению мотивации службы в армии, проработан вопрос предоставления грантов на обучение в вузах для военнослужащих, отличившихся в ходе срочной службы, а также отсрочки выплаты кредитов. Вопрос увеличения денежного довольствия решается планомерно, в течение 2021-2023 годов производится поэтапное повышение зарплаты военнослужащих в среднем на 60%.

Что же касается пределов компетенции Главной военной прокуратуры, то этим надзорным ведомством также проведена определенная работа.

«Были проведены проверки, анализ на сохранность жизни и здоровья военнослужащих, также изучена организация осуществления профилактики правонарушений. В результате было показано, что на смертность, суициды влияют следующие факторы. Первое – социально-правовое идеологическое воспитание. Например, действующим приказом министра обороны предусмотрено ежегодно готовить 720 документов только на уровне воинской части. Аналогичная ситуация складывается в Национальной гвардии и Пограничной службе. Поэтому совместно с военными ведомствами мы работаем над оптимизацией нагрузки деятельности воспитательных подразделений, избавляем от ненужной бумажной волокиты», – рассказал заместитель главного военного прокурора Максат Казиев.

Второй важный момент: по-прежнему остается очень актуальным вопросом обеспечение воинских частей видеонаблюдением. К примеру, из 358 объектов Пограничной службы только 104 охвачены видеонаблюдением, в Национальной гвардии необходимо подключить к видеонаблюдению 216. При этом до настоящего времени не было единого нормативного правового акта, регулирующего обеспечение видеонаблюдением воинских частей и учреждений.

«Эта работа была начата, подготовлен проект совместного приказа, который сегодня находится на стадии доработки и согласования. Мы считаем, что в случае принятия приказа, выделения соответствующих средств работа по обеспечению воинских частей системами видеонаблюдения будет идти полным ходом», – сказал первый заместитель главного военного прокурора РК Максат Казиев.

Третьим моментом является работа психологов, так как у Главной военной прокуратуры имеются вопросы к работе этой службы. В частности, в ходе проверок выявлены факты допуска военнослужащих, включенных в социальную группу динамического контроля, к дежурству в суточных нарядах, в том числе и с оружием. Также не выполняются соответствующие требования по повышению квалификации, переподготовке психологов. Выявлены факты несоответствия квалификации военнослужащих, получивших профессию психологов.

«Еще один важный вопрос – длительное психологическое тестирование личного состава, так как обычно эти документы заполняются вручную. Поэтому данная работа требует активного внедрения цифровых технологий. Охват воинских частей современными психодиагностическими средствами позволит сэкономить время на изучение военнослужащих, качественно определить их психологическое состояние и повысить эффективность работы», – уверен первый заместитель главного военного прокурора РК Максат Казиев.

Главное – люди в погонах осознают всю ответственность за жизни чьих-то сыновей и братьев. Замалчивать проблемы в Главной военной прокуратуре не намерены.