С таким предложением выступила Гульдара Нурумова
Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Гульдара Нурумова озвучила запрос на имя заместителя премьер-министра РК Алтая Кульгинова. В своем запросе депутат затронула вопрос пересадки органов в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.
«Скандалы, связанные с незаконной пересадкой и изъятием человеческих органов, откинули донорство в Казахстане назад – операций по трансплантологии становится все меньше на фоне роста количества нуждающихся в новых органах. Несмотря на наличие закона, у нас в республике все же отсутствует механизм его действия. По этой причине граждане, нуждающиеся в трансплантации какого-либо органа, сталкиваются с многочисленными проблемами, одна из которых это дорогостоящая операция», – сказала Гульдара Нурумова на пленарном заседании Мажилиса.
По ее словам, пересадка донорского органа-зачатую единственный шанс на жизнь для человека с прогрессирующим хроническим заболеванием. Сердечная недостаточность, наследственное заболевание почек, цирроз печени – это лишь некоторые из заболеваний, которые в терминальной стадии приводят к тому, что человеку необходимо донорское сердце, почка или печень.
«В настоящее время в листе ожидания состоит 3 805 пациентов, нуждающихся в трансплантации органов, в том числе 90 детей. При этом, наибольшее число пациентов 91% нуждаются в пересадке почки. В течении 2022 года из «листа ожидания» органов выбыло по причине смерти 320 человек, так и не дождавшись своей очереди. Один донор может спасти 7 жизней», – отметила депутат.
В настоящее время в республике функционируют шесть центров трансплантаций, укомплектованных высококлассными специалистами и оснащенных новейшим оборудованием и технологиями. В Казахстане проводят трансплантацию сердца, печени, легких, поджелудочной железы, почек и роговицы.
«Если количество пересадок от прижизненных доноров увеличилось на 25%, то от посмертного донора количество операций уменьшилось в 2 раза. В связи с тем, что нет четкой презумпции согласия на изъятие органов у трупов в законодательстве, трупное (посмертное) донорство в настоящее время стагнирует и не развивается, практически трансплантация производится только от родственных доноров», – сказала Гульдара Нурумова.
Основная причина стагнации этой отрасли в Казахстане – нехватка донорских органов, в особенности посмертных и неродственных донорских органов, утверждает она.
«Многие опасаются, что врачи могут «не долечить» пациента, чтобы забрать его органы. Но существуют четкие правила констатации смерти мозга с периодом наблюдения 6-24 часа и только после этого идет изьятие органов. Донорство и трансплантация органов должны поддерживаться на государственном уровне. Согласно Стамбульской декларации Правительства должны принимать меры по развитию трансплантологии для исключения трансплантационного туризма.
С первых дней работы фонда «Казакстан Халкына» 261 заявка поступила на сайт по оказанию благотворительности по пересадке органов за рубежом. Для трансплантации органов от неродственных доноров наши граждане направляются в зарубежные клиники. В Беларуси стоимость пересадки сердца стоит 150 тысяч долларов, пересадки печени – 140 тысяч долларов, почки – 50 тысяч долларов», – сообщила депутат.
Опыт направления в зарубежные клиники пациентов показывает, что зачастую, не дождавшись донора, наши соотечественники после долгих месяцев или лет умирают, так как в первую очередь пересаживают органы в другой стране своим гражданам, продолжила Гульдара Нурумова. При этом на их содержание в клинике в течение всего периода нахождения затрачиваются колоссальные бюджетные средства.
По статистическим данным, лидерами по донорству органов и трансплантации являются Испания и Хорватия, где уровень донорства органов составляет 45-50 доноров на миллион населения. В Иране и Пакистане продажа почек законна и регулируется, средняя цена 5-6 тысяч долларов.
«Так как в Казахстане тоже можно встретить неофициальные объявления о продаже органов, то почему бы не изучить опыт зарубежных стран по продаже и покупке почек и возможность урегулировать этот процесс у нас. Печальная статистика смертности с каждым годом растет. Причина – в нехватке донорских органов. У этих людей в списке ожидания идет обратный отсчет. Люди умирают, лист ожидания растет. Пока мы будем обсуждать, нужно ли посмертное донорство или нет, количество умирающих будет увеличиваться. Надо учитывать, что в основном это молодые люди от 18 до 35 лет, которые могли бы приносить пользу обществу, родить и воспитать своих детей. К сожалению, население в целом склонно закрывать глаза на эту проблему, люди задумываются, только когда проблема касается их лично. Но вероятность оказаться в листе ожидания намного выше, чем стать посмертным донором», – сказала она.
Действующий закон, по словам депутата, при подборе донора предполагает генетическую, близкую родственную связь, но нередко родственники не соответствуют совместимости.
«Чужой человек готов, но закон не разрешает. В связи с чем считаем необходимым рассмотреть возможность за материальную компенсацию на добровольной основе разрешить пересадку почек от неродственных доноров, материального поощрения доноров от государства, трансплантации органов от неродственных и посмертных доноров. А также проводить работу по пропаганде донорства и проведении широкомасштабного информирования об органном донорстве», – заявила Гульдара Нурумова.