Аким столицы Женис Касымбек посетил кабинет поддержки инклюзии для детей с аутизмом

Автор: Ахметбеков Асхат

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Фото пресс-службы Корпоративного фонда «Болашақ»

Аким столицы Женис Касымбек ознакомился с работой Кабинета поддержки инклюзии в ясли-саду № 89 «Қыз Жібек» Астаны в преддверии Всемирного дня информирования о проблеме аутизма. Этот кабинет является пилотным проектом Корпоративного фонда «Болашақ» по развитию инклюзии в детских садах. На сегодняшний день это один из двух кабинетов поддержки инклюзии в детских садах по всей стране, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу фонда.

Кабинет поддержки инклюзии в ясли-саду № 89 «Қыз Жібек» стал одним из двух пилотных кабинетов, открытых фондом «Болашақ» совместно с Управлением образования акимата столицы в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» в детских садах Астаны еще осенью 2020 года. Второй кабинет был открыт в ясли-саду № 34 «Ақ бидай». В целом, с 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в школах и детских садах в 22 городах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 700 детей с аутизмом и другими особенностями развития.

В Кабинете поддержки инклюзии детского сада «Қыз Жібек» получают поддержку 5 детей в возрасте от 4 до 6 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. В кабинете осуществляется социализация детей с особыми образовательными потребностями, формирование речевых, коммуникативных и бытовых навыков. Основное время дети проводят в обычных группах вместе со сверстниками и несколько часов в день они занимаются в кабинете поддержки инклюзии вместе с педагогами-ассистентами. В команде кабинета 8 человек – учитель, 5 воспитателей, дефектолог и логопед. Учитель и воспитатели помогают детям осваивать индивидуальные программы развития и взаимодействовать с другими детьми. 

По официальным данным, в Казахстане проживают порядка 9 000 детей с диагнозом «аутизм», из них на 1 января 2022 года в столице проживали 2 256 детей. По неофициальным данным (данные Всемирной организации здравоохранения), каждый 54-ый ребенок в мире имеет расстройство аутистического спектра. К сожалению, с каждым годом эта цифра растет. В проекте «Каждый ребенок достоин школы» фонда «Болашақ» с 2015 года обучились более 130 детей из Астаны. Всего в столице фондом «Болашақ» открыты и оснащены кабинеты поддержки инклюзии в школах № 8, № 11, № 37, № 71, № 85, № 88, № 89, № 91, № 92, а также детских садах № 34 и № 89.

Воспитатели, педагоги и родители отмечают, что за время посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, пятилетняя Самира с диагнозом ЗПРР с аутистическими чертами до посещения садика не умела говорить, девочка не шла на контакт с воспитателями, сторонилась детей, плакала. Сейчас девочка хорошо понимает речь воспитателя, спокойно идет на контакт с детьми, научилась выражать просьбу. Шестилетний Нурсултан с синдромом Аспергера ранее не отвечал на вопросы воспитателей, не играл с детьми. Сейчас он охотно свободно ведет диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, активно участвует во всех мероприятиях.

Гости наглядно ознакомились с работой Кабинета поддержки инклюзии и обсудили проблемные вопросы развития инклюзивного образования в Казахстане. Председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан отметила, что при активном сотрудничестве государства и общественных организаций эти вопросы можно решить уже сегодня:

«Сейчас особенно актуально обеспечить уход от формального инклюзивного образования и повысить квалификацию специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, создать условия для развития качественной системы инклюзивного образования, в том числе посредством открытия кабинетов поддержки инклюзии, где дети с аутизмом и другими ментальными нарушениями смогут получать по-настоящему эффективное и качественное обучение. Также важно создать условия для методического сопровождения кабинетов поддержки инклюзии поведенческими аналитиками, прошедшими международную сертификацию на знание поведенческого анализа и его методик. Согласно исследованию фонда, 60% специалистов отметили, что не обладают необходимыми знаниями и навыками по работе с особенными детьми. Важно обучать ABA-терапии психологов, логопедов, дефектологов, педагогов-ассистентов, методистов, которые работают в специальных и общих организациях образования, а также организациях здравоохранения и социальной защиты. Основываясь на 8-летнем системном опыте развития инклюзивного образования на примере нашего проекта, мы готовы предложить пути решения этих задач. В настоящее время фонд обучает специалистов основам АВА-терапии, мы уже обучили более 3 000 специалистов как из Казахстана, так из стран Центральной Азии. Также мы готовы оказывать экспертную поддержку в открытии кабинетов поддержки инклюзии. Поведенческие аналитики, которых мы обучили на средства фонда, готовы оказывать методическое сопровождение кабинетов по всей стране».

Для детей участие в проекте бесплатное. Проект реализуется при поддержке партии «AMANAT» в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек». 

Отметим, что 2 апреля во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Корпоративный фонд «Болашақ» проводит в Астане традиционную мотивационную встречу родителей особенных детей «Аutism Talks: вдохновляющие истории родителей особенных детей». 

На встрече родители детей с аутизмом расскажут о своем опыте, поделятся советами и рекомендациями по воспитанию детей с аутизмом и другими особенностями развития, расскажут, на какие успехи и достижения вдохновили их дети. Также в мероприятии примут участие психотерапевты, психиатры, повенденческие аналитики и другие специалисты. Мероприятие будет полезно как членам семей, воспитывающим особенных детей, так и специалистам, работающим с особенными детьми. 

Справочная информация о проекте «Каждый ребенок достоин школы»

За 12 лет фондом открыты и оснащены 70 специализированных реабилитационных учреждений и кабинетов по всему Казахстану, в том числе 46 кабинетов поддержки инклюзии в 22 городах Казахстана, 2 из которых запущены в пилотном режиме в столичных детских садах № 34 и № 89. Проектом охвачены свыше 2 000 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе более 700 детей выведены из надомного обучения. 

Созданы 500 новых специализированных рабочих мест в сфере инклюзивного образования. 3 000 специалистов и родителей прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения.

Благодаря проекту 90% невербальных детей проекта научились говорить, 33 особенных детей вышли на самостоятельное обучение, 150 детей с особенностями развития стали призерами школьных, городских, областных соревнований и олимпиад.

Свыше 2,5 тысячи детей из детских домов приняли участие в творческих программах фонда.

Внесены более 80 качественных рекомендаций и поправок в законодательные акты в части развития инклюзивного образования. Фонд является активным участником рабочих групп по вопросам развития благотворительности и инклюзии при Правительстве РК, Сенате Парламента РК и Министерстве просвещения РК.

Фондом разработан и запущен учебный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия)» для педагогов-ассистентов по сопровождению и работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день обучены свыше 3 000 специалистов из 17 регионов Казахстана и стран Центральной Азии.