Льготы, зарплаты, госнаграды: как профессия учителя становится престижной в Казахстане

Автор: Смагулов Амир

В последние годы заметно изменилось отношение родителей, детей и государства к учителям

Фото: metroatlhousing.org

Важность профессии педагога за несколько последних десятков лет в обществе обесценили. Однако с каждым годом былой престиж возвращается, ведь на этих людях лежит большая ответственность за детей, а значит, за будущее страны. Без уважения и поощрения преподавателей невозможно построить сильный и интеллектуально развитый Казахстан. Поэтому весьма важно, чтобы каждый учитель ощущал свою значимость, признание в обществе и внимание государства. Что предпринимается сейчас для повышения статуса педагога, расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Уже четвертый год в Казахстане действует закон «О статусе педагога». Думается, этого времени достаточно, чтобы оценить его эффективность. В нем, напомню, обозначены права и обязанности преподавателей.

В Комитете среднего образования Минпросвещения утверждают, что документ в первую очередь изменил отношения родителей и учащихся к учителям в лучшую сторону. Как рассказывает педагог школы-лицея №143 в Алматы Ляззат Мусанова, в первую очередь снизилось давление – бумажной волокиты больше нет, а часовая нагрузка не превышает 35 часов.

«Сейчас соблюдаются все права учителей. В частности, раньше была бумажная волокита, но после это закона ее больше нет. Теперь, к примеру, классные руководители пользуются электронными версиями отчетов, а это существенно упрощает работу», - говорит учитель.

В лету канула и другая, далеко не профильная нагрузка – подписки на газеты, сборы денег на мел и тряпки, уборка классов и дворовой территории, обход домов, в общем, всего того, чем педагоги заниматься не должны.

«Раньше нам приходилось заниматься разными работами. Например, переписью населения, нам приходилось ходить по домам. Причем это всегда надо было делать до или после работы. Еще мы раньше участвовали в ремонтных работах в школе и на ее территории. Учителей заставляли красить, убирать, сажать цветы. Но закон все это отменил», - подчеркнула она.

В Минпросвещения на этот счет непреклонны – теперь педагоги подобным не должны заниматься. Это четко прописано в законе.

«Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается», - отметили в Комитете среднего образования.

Немало льгот и новых возможностей дал преподавателям этот документ. К примеру, престижным среди учителей стал республиканский конкурс на звание лучшего педагога. За три года 192 учителям, победившим в нем, выплатили денежные вознаграждения в размере 1000 МРП (в 2022 году 1 МРП – 3180 тенге), нагрудный знак и свидетельство «Лучший педагог».

«В соответствии со статьей 8 Закона РК «О статусе педагога» местные исполнительные органы установили дополнительные стимулирующие выплаты победителям конкурса «Лучший педагог» в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного месячного расчетного показателя. Кроме того, педагогу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований среди обучающихся и воспитанников по перечню, определяемому Министерством просвещения РК, выплачивается единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов», - сообщили в Министерстве просвещения.

Еще за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной учителям присваивают государственные награды, в том числе почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» с выплатой 1000 МРП (в 2023 году это 3,4 млн тенге). На сегодня такое звание получили 28 преподавателей по всей стране.

С принятием этого закона выросли и зарплаты педагогов, плюс предусмотрели различные доплаты:

  • Ежегодно, начиная с 2020 года, повышена заработная плата педагогам на 25%;
  • Предусмотрена доплата за педагогическое мастерство в размере от 30% до 50%;
  • Доплата за квалификационную категорию руководителей и заместителей руководителей организаций образования от 30% до 100% от должностного оклада;
  • Доплаты за наставничество, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей;
  • Увеличена продолжительность трудового отпуска до 56 дней;
  • С 2021 года осуществлен переход от 18-часовой к 16-часовой учебной нагрузке педагогов школ.

«Недельная нагрузка на педагогов действительно снизилась с 18 часов до 16 часов в неделю. И это существенно сказалось на повышении наших зарплат. И они действительно поднимаются на 25%. Это очень сильно отражается на нашем финансовом благополучии», - подчеркнула Ляззат Мусанова.

Все эти меры вернули былой престиж профессии, поэтому в ряды учителей устремилось множество людей, в том числе активно начали приходить и мужчины. Так, на сегодняшний день в системе школьного образования работают более 394 тысяч педагогов (в 2020 году – 366 666), в том числе  более 75 тысяч мужчин (в 2020 году было 69 386 ).

«Кроме того, прием педагогов в организации образования осуществляется на конкурсной основе. Данная процедура будет полностью автоматизирована по республике, в настоящее время в пилотном режиме прием педагогов в автоматизированной системе проводится в городе Шахтинске в Карагандинской области.

Вместе с тем, в целях недопущения нарушения прав педагогов с 2021 года в регионах на базе Департаментов по обеспечению качества в сфере образования созданы Советы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов. Таким образом, считаем, что принятый закон сыграл положительную роль как для педагогов, так и для родителей и для учеников», - отметили в Минпросвещения.

Помимо этого предпринимаются еще несколько мер для стимулирования притока талантливых педагогов в сферу. К примеру, выпускникам программы «Болашақ» присваивается квалификационная категория «педагог-модератор» без прохождения процедуры присвоения категории.

«Кроме того, принимаются меры по привлечению абитуриентов для поступления в вузы страны на педагогические специальности. Так, по итогам прошлого года в 2 раза увеличилось количество абитуриентов, обладателей нагрудного знака «Алтын белгі» на педагогические специальности.

Усилены требования для поступления на педагогические направления в части повышения порогового балла для зачисления в высшие учебные заведения по педагогическому направлению до 75 баллов, кроме того, студенты получают стипендию в размере более 58 тысяч тенге, по другим направлениям – порядка 37 тысяч тенге», - сообщили в комитете.

Без квалифицированного педагога учебный процесс становится невозможен. Только учитель способен задать тон, который будет мотивировать ребенка и погружать в мир знаний. Поэтому в эту профессию сейчас идут люди с большим человеческим сердцем.