«Пустые слова и обещания»: что мешает развитию туризма на Алаколе?

Автор: Смагулов Амир

Местные предприниматели недовольны работой акиматов

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Санузлы не построены, мусорных баков нет, в отелях перебои с электроэнергией, состояние дорог и так известно. Одним словом, за пять лет были одни обещания – такие жалобы около ста бизнесменов Алаколя адресовали акиматам. Накопившихся проблем много и на восточном, и на южном берегах, передает Azattyq Rýhy.

К новому летнему сезону местные предприниматели подходят с грузом проблем.

«Не произведено берегоукрепление. Из-за размывки берегов существует риск потери лечебной грязи. Береговая линия озера стремительно меняется. Со стороны Алматинской области проект приостановлен в связи с подачей иска в суд на подрядчика из-за невыполнения обязательств. Стоимость проекта – 6,8 млрд тенге, срок завершения по плану – 31 декабря 2023 года. Со стороны ВКО в 2019 году была произведена корректировка проекта по берегоукреплению. Стоимость проекта составила 17 млрд тенге. В связи с дороговизной проекта было принято решение разработать альтернативный,  менее дорогостоящий проект. На сегодняшний день проект не разработан», - отметил первый заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Максат Кикимов

Вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев также подтверждает проблемы туристического побережья. Несмотря на то, что для их решения были выделены специальные субсидии и выработаны предложения, вопросы остаются нерешенными.

«С прошлого года действует субсидирование. Государство готово ежемесячно выплачивать 83,3 тыс. тенге на содержание санузлов. В прошлом году один прибрежный комплекс получил субсидию. Мы предложили сдать общие туалеты в доверительное управление. В предстоящем сезоне акиматам необходимо обеспечить бесперебойную работу туалетов и своевременный вывоз мусора. Жалоб на мусор много. Инфраструктура курортной зоны должна полностью покрывать элементарные потребности туристов», – отметил вице-министр.

Есть предложения и по линии перевозки туристов. Только в прошлом году по железной дороге перевезено 243 тысячи пассажиров. Ержан Еркинбаев предложил продлить стоянку поезда на 20 минут и увеличить количество туалетов на вокзале. Кроме того, он отметил, что до сих пор отсутствует информация по срокам запуска авианаправлений и старта продаж билетов. Также, по его словам, темпы строительства и ремонта дорог не удовлетворяют население и бизнес.

В прошлом году на набережной в Абайской области было построено 10 зданий на сумму 2,1 млрд тенге. Это увеличило количество коек на тысячу и достигло 14 328 мест. На южной стороне озера Алаколь в прошлом году построено 14 зданий на сумму 2,5 млрд тенге. Было добавлено 700 коек, в общей сложности количество составило 12 078.

Владелец базы отдыха на восточном побережье Елена Асылбекова затронула вопросы, которые не решаются с 2017 года. Это не новые проблемы. Предприниматель сообщила, что уже в этом году написала акиму несколько писем, но ответа нет.

«На нашей базе на 100 номеров не хватает электроэнергии, работаем на частных дизельных генераторах, но их мощность не тянет. В отчете акима за 2020 год говорится, что были проложены линии ЛЭП на 2,4 млрд тенге. Где были проложены? Порядка 50 баз работают на минимальных технических условиях, то есть на 40-60 кВт вместо 150-200 кВТ. Горячую воду получаем через бойлеры, работают кондиционеры в жару, электропечи, холодильное оборудование, технически линии не выдерживают напряжения, перегорает бытовая техника. Акимат предлагает экономить! Откуда тогда будет сервис? Клиенты, неудовлетворенные сервисом, винят владельцев баз отдыха в нерешенных акиматом вопросах. Нет центральной канализации, водопровода. Скважин не хватает для наполнения бассейнов. Клиенты хотят турецкий сервис и комфорт, который мы не можем обеспечить. Ежегодно возникают проблемы с водным транспортом. Не хватает мусоровозов, ассенизаторов – акимат предлагает бизнесу купить их за счет собственных средств. По авиарейсам отменили субсидирование рейсов из ВКО из-за разделения областей. Обещанных воздушных судов Bombardier нет, снова запускают старый АН-24», – отметила Елена Асылбекова.

Кроме того, по словам предпринимателя, в прошлом году несколько раз выключался свет, перегорело техническое оборудование. Но до сих пор представители акимата не решили эту проблему и неизвестно, как сложится ситуация в нынешнем сезоне.

Жалобу представителя бизнеса продолжили владельцы баз отдыха на южном побережье.

«К сожалению, ситуация сложная. Сотрудники в госоргане меняются, нет преемственности. Деньги тоже выделяются, план на 5 лет тоже составляется. Но бесполезно, результатов нет. Кроме того, нам нужны специалисты, которые будут обслуживать побережье за 2,5-3 месяца. С каждым годом усложняется кадровый вопрос. Нет технических колледжей, на базах отдыха имеется острая потребность в техническом персонале. Сейчас даже охранника найти сложно. Предложенный нами вахтовый метод для сезонных работников отрасли туризма на 90 дней не поддержан Правительством. Также ежегодно поднимаем инфраструктурные вопросы по центральному водоснабжению, скачкам напряжения электроэнергии. Для дизельного генератора топливо возим с Ушарала за 70 км от Акши, так как нет заправок вблизи», – говорит владелица базы отдыха Ирина Дорош.

В целом работники сферы туризма на озере Алаколь обобщили проблемные вопросы. Так, со стороны восточного побережья:

  • не проведен интернет, не установлены банкоматы в прибрежной зоне;
  • не проведено благоустройство, между домами отдыха бездорожье, нет санузлов, соответствующих санитарным нормам.

Со стороны южного побережья:

  • интернет очень плохого качества, не хватает мощностей в связи с нестабильной передачей электроэнергии, а также не установлены банкоматы;
  • нет медицинского обслуживания (нехватка узких специалистов), всего одна скорая на все село Акши;
  • нет центрального водоснабжения (у каждой зоны отдыха свои скважины - электрические насосы);
  • нет общественных санузлов и канализации на побережье;
  • проблемы с вывозом мусора.

Вместе с тем в преддверии открытия летнего сезона у туроператоров остро стоит вопрос утверждения и публикации расписаний авиа и железнодорожных рейсов на летний период, запуск продаж транспортных билетов в рамках раннего бронирования туров на Алаколь.