«Не терпите, не жалейте»: голоса жертв домашнего насилия

Azattyq Rýhy
13.02.2023, 18:07

Истории нескольких казахстанок, которые нашли приют и спасение в кризисном центре

Одна история страшнее другой: в стране за последнее время отмечено несколько жутких преступлений в семейно-бытовой сфере, передает Azattyq Rýhy.

ТЕРПЕЛИ СКОЛЬКО МОГЛИ

«Меня избивал муж, и мне некуда было идти. Держалась, терпела, думала, что он образумится. Детки маленькие, к подругам или знакомым с ними не пойдешь, – у всех свои хлопоты. А все мои родственники живут в Актау», – уже ничего не боясь, откровенничает 27-летняя Галина.

На днях по совету специалистов ее привезли в кризисный центр. Он как раз рассчитан на тех женщин с детьми, кто подвергся издевательствам со стороны собственных мужей.

«Cтыдно признаваться, что в семье такое происходит, до последнего даже маме не говорила. Не хотела выносить сор из избы, потому молчала в тряпочку, ночами рыдала. Синяки каждый раз тревожили, а когда глаза залиты кровью, то вообще на улицу не выйдешь, приходилось носить солнцезащитные очки. Не хотела, чтобы кто-то что-то узнал. В последний раз избил – не выдержала и вызвала полицию: побои сняли, там и гематомы, и кровоподтеки, слава богу, ничего не сломал. Суд посадил на 10 суток, время пройдет, начнет искать. Но я уже твердо решила: не вернусь никогда к этому человеку. Хочу всем сказать, кто испытывает эту боль, издевательства и избиения: никогда не возвращайтесь. Обратной дороги не может быть. Не терпите, не жалейте, это никогда не прекратится, если мужчина уже один раз поднял руку на вас, то это навсегда», – делится своим горьким опытом мать двоих детей.

У каждой из постоялиц этого центра – своя непростая жизненная история. Всего на данный момент здесь находится четыре женщины и восемь детей – от года до 16 лет. Все в один голос говорят, что хотели сохранить семью ради детей. Но ничего не вышло. Пьяные ссоры, унижения, избиения, встречаются случаи, когда замешаны наркотики, и как финал – побег из дома, от отцов собственных детей.

«Пришла с ребенком, потому что оказалась в очень сложной ситуации. Этого никому, наверное, не понять, что я пережила. Боролась с ним как могла, в итоге сама впала в депрессию. Ни жилья, ни денег, ни вещей, накормить нормально ребенка не могла. Подвергалась систематически рукоприкладству со стороны гражданского мужа. И я настрадалась, и, наверное, ребенок настрадался больше всего, потому что все это видел. Уже жить не хотелось, казалось, все, нет света в конце этого туннеля, жила и живу только ради дочери», – делится 32-летняя Анастасия.

НУЖНА ПОМОЩЬ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

А ведь когда-то и у них было как у всех: беззаботное детство, школа, первые свидания, свадьбы, свой угол и приятные семейные хлопоты, рождение детей и т. д. Но в какой-то момент все рухнуло.

Еще одна героиня нашего материала – Снежана. Она профессиональный педагог-хореограф. В юности дружила с парнем по имени Андрей, дело шло к свадьбе, но из-за так называемых «ортодоксальных» взглядов будущей свекрови пришлось расстаться. Парень с мамой уехали на историческую родину. А она осталась с ребенком, от аборта категорически отказалась. Ребенок уже подросток, а отец ни разу не приехал в Казахстан, даже не звонил. Снежана была из достаточно состоятельной семьи, успешно участвовала в знаменитом в свое время коллективе, объездила полмира, выступала на самых известных сценах.

«Жили – не тужили. Однажды с гастролей привезла аж четыре тысячи долларов. Это ж какие деньги были тогда! Чувствовала себя самой счастливой. Но потом случилось нехорошее. Мама бизнесмен уехала по делам в Москву, и там, это мы узнали годы спустя, у нее случилась деменция. Она ничего не помнила. Спасибо врачам, которые ее лечили, они взяли ее к себе домой, она помогала им по хозяйству, пока память не вернулась. Нашли мы ее только через девять лет по социальным сетям. Но забирать уже не стали, она снимает жилье, получает пенсию, сестра недавно ездила к ней», – делится особенностями своей жизни бывшая звезда сцены Снежана.

За это время Снежана нашла другого любимого человека, и вроде тоже все шло хорошо. От Евгения родились двое детей – дочь Доминика и прекрасный сын Артур. Но с гражданским супругом позже начались те же проблемы, что и у многих новых подруг по несчастью. Постоянные пьянки, ссоры на ровном месте, побои и уход из семьи. Но некогда успешная артистка сцены, она все равно считает себя звездой. Сейчас она – машинист крана и счастлива тем, что нашла работу. У других с трудоустройством пока есть вопросы.

«Рада, что есть такой центр в Павлодаре, мне все здесь понравилось, хорошо приняли. Ведь муж порвал все мои документы и документы сына. Сохранились только бумаги дочери. А вещи порезал, даже зимние в пух и прах превратил. Хочу дочку Камилу в садик устроить, чтобы училась читать, чтобы забыла эти кошмары постоянные. Хочу найти работу и хоть что-то зарабатывать, чтобы можно было самим что-то покупать потихонечку. Младшего сына тоже надо растить, лишь бы с ним все было хорошо, он совсем маленький. Когда он появился на свет, муж с цветами приехал в роддом. Я была на седьмом небе, все говорили: какая вы красивая пара. Только 10 дней сыночку исполнилось, он страшно напился и избил меня. А я кормящая мама, у меня молоко пропало, не знала, что делать. Сейчас центр обеспечивает, девчата другие помогают. Мы же всего пару дней тут, пока приходим в себя, но надо двигаться, что-то предпринимать», – хочет начать жизнь с чистого листа Галина.

БЬЕТ – ЗНАЧИТ, ЛЮБИТ, или ЧЕМ НЕРЕДКО ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ТАКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Как показывает мировая практика, в качестве абьюзера может быть не только мужчина, но и женщина. Хотя это в крайних и редких случаях. Мы поинтересовались у экспертов: а существуют ли хоть какая-то программа в защиту самих мужчин? Ведь сильная половина человечества как правило чаще подвергается психологической и физической нагрузке на работе, а тут недопонимания в доме, нужно зарабатывать и кормить семью, а если у женщины скверный характер, или она имеет склонность к злоупотреблению спиртными напитками, плохо смотрит за детьми, или вовсе оскорбляет близких мужа? Как быть в таких ситуациях?

И здесь мы выяснили, что в настоящее время международные доноры, в частности программа развития ООН, приступают к реализации новых проектов. Касается это грантов, нацеленных на работу с мужчинами-агрессорами. То есть, чтобы больше уделить внимание причинно-следственным вопросам, консультативной и медико-психологической помощи. Сейчас домашнего тирана запирают на 10 суток в кутузку, запрещают какое-то время навещать и тревожить жену и детей, а потом все возвращается на круги своя.

Опытные эксперты, работающие в сфере семейно-бытовых отношений и регулярно сталкивающиеся с самыми разными историями, все же считают, что ответственность должна ложиться, в первую очередь, на мужчину, как человека, создавшего семью и ответственного за будущее собственных детей.

«Да, конечно, провокации со стороны женщины могут быть, но сути ведь это не меняет – насилие остается насилием. Да, существует категория людей, чье поведение, если говорить юридическим языком, «виктимное», иногда провоцирует на насилие. Например, если женщина каким-то образом раздражает его. Второе – да, многие из нас устают на работе, и тут идет усиление психического раздражения, но ведь поступок бытового насилия остается поступком, независимо от причин. Не у них же одних есть партнеры, или партнерши, которые могут провоцировать, не у них же одних есть психические перегрузки. Тем не менее, человек, проявляющий насилие в семье, – это бытовой насильник. И это сути не меняет, и в этом нет вины женщины или постоянных переутомлений на работе. Он должен контролировать себя. Это люди, которые не умеют управлять гневом. Либо это те, кто относится к категории с психиатрическим диагнозом «специфическое расстройство зрелой личности». Иными словами, асоциальные социопаты – категория очень жестоких, по сути, людей», – считает Юрий Россинский, доктор медицинских наук, профессор.

Для жертв семейно-бытового насилия существуют различные центры, общественные фонды, а также телефоны доверия. Но, как правило, они обращаются за помощью только тогда, когда ситуация доходит до точки кипения. Одним словом, вызывают наряд полиции и отправляют домашних тиранов отсидеться, в надежде, что он одумается…

«Семейно-бытовые отношения – очень тонкая вещь. Они выстраиваются между двумя людьми, и очень важно, чтобы с самого начала они гармонично развивались. Ведь и муж, и жена каждый по отдельности вносят вклад в успешность этих семейных отношений. Где-то начинает доминировать глава семьи, у кого-то основные функции берет на себя вторая половинка. Жена начинает верховенствовать, и, если мужчину это устраивает, дальше все нормально складывается. Везде у всех по-разному. Любовь любовью, но на разлад отношений, конечно, серьезно могут повлиять внешние факторы. В этом вся суть. Начались проблемы, ссоры, рукоприкладство – значит, надо вместе начинать искать решение. Бывает, разрывать отношения тяжело, женщины, они если любят, то всем сердцем, они ждут чувств, извинений, какую-то поддержку, надеются на перемены. А мужчина на рукоприкладство тоже идет не сразу. В итоге имеем то, что имеем. Он один раз извинился и вернул семью домой, второй, но третьего раза уже может не быть. А потом, женщины, которые годами живут с тиранами, себя успокаивают: говорят, что ради детей старались терпеть. А если ничего не делаешь, ты начинаешь искать причину. А завтра дети могут сказать: зачем ты ушла, зачем без отца оставила? Вопрос сложный, в каждом случае свои особенности, и нужен тонкий психологический подход», – отмечает Светлана Столяревская, клинический психолог.

Вам будет интересно: