Больше детских садов с казахским языком обучения появится в РК

Ахметбеков Асхат
21.02.2023, 19:45

Этот вопрос ставят в приоритет в Минпросвещения

Фото: © pavon.kz, goo.edu.kz, kazpravda.kz, UNICEF/2022/RuslanKarsamov

Основной целью государственной политики в области дошкольного образования в Казахстане является предоставление доступа к качественным образовательным услугам. И приоритетным направлением для себя в Министерстве просвещения РК ставят открытие все большего количества дошкольных организаций именно с казахским языком обучения. В стране уже изменили подходы к изучению казахского языка с малых лет. Ведь известно, что ребенок впитывает «как губка», и чем раньше человек начнет изучать язык, тем больше вероятности, что он будет на нем говорить. Именно такую цель ставят в профильном ведомстве – приобщать к языку, культуре и традициям казахского народа детей фактически с самого их рождения, передает Azattyq Rýhy

Как неоднократно говорит Президент страны Касым-Жомарт Токаев, казахский язык должен быть главным приоритетом для всех. Тем более, что сфера его применения расширяется из года в год. 

«Необходимо знать язык, чтобы впитать в себя хорошие качества народов мира и изучить передовые процессы. Наши предки говорили: «Знай языки семи народов, изучай семь разных учений». На самом деле, чем больше языков знает молодежь, тем больше стран она может открыть. Это необходимо, чтобы служить интересам родной страны. Однако в первую очередь наша молодежь должна знать свой родной язык – казахский. (...) Государство принимает соответствующие меры для поддержки казахского языка. Мы будем продолжать работать в этом направлении», – заявил глава государства на встрече с общественностью Алматинской области в октябре 2022 года.

По планам Министерства просвещения, к концу 2023 года в республике будут работать 66,9% дошкольных организаций с казахским языком обучения. При этом уже с 2022 года в учебный процесс введены требования по изучению казахского языка во всех возрастных группах.

«В целях изучения казахского языка воспитатель в течение дня использует определенный в типовой программе словарный минимум, развивает устную связную речь детей в различных видах детской деятельности, обогащает активный словарный запас, способствует изучению казахского языка, культуры общения, а также знакомит с культурой и традициями казахского народа», – сказала директор Департамента дошкольного образования Министерства просвещения РК Наталья Жумадильдаева.

Вообще дошкольное воспитание и обучение является первой ступенью образования. Поэтому в Казахстане разработана модель развития дошкольного воспитания и обучения, направленная на развитие детей раннего возраста. В Министерстве просвещения поясняют: исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, модель определяет качества, которые следует развивать у детей дошкольного возраста. То есть в рамках модели большое внимание уделяется всестороннему вовлечению родительского общества в процесс воспитания и обучения детей.

Работа по внедрению модели ведется поэтапно. Началось все с совершенствования нормативных документов, повышается качество подготовки учителей, их квалификации и создается доступная предметно-развивающая среда и в целом обеспечивается доступность образования.

«Развитие ребенка и его достижения напрямую связаны с уровнем профессионализма педагога», – подчеркнула Наталья Жумадильдаева.

На сегодняшний день в организациях дошкольного образования Казахстана работают 97 408 педагогов, из них в сельской местности – 41 596 или 42,7% от общей численности, в городе – 55 811 или 57,3%. При этом ежегодно растет число педагогов, которые проходят курсы повышения квалификации в рамках изменений, происходящих в системе дошкольного воспитания и обучения. В частности, если в 2022 году курсы прошли более 14 тысяч педагогов системы дошкольного образования, то в 2023 году их число достигло 21 тысячи. Кроме того, для повышения статуса воспитателей дошкольных организаций, рассматриваются механизмы увеличения заработной платы и снижения нагрузки воспитатель – ребенок до международных показателей.

Если говорить в целом о количестве дошкольных организаций, то на сегодня в республике их функционируют 11 104 c контингентом 1 115 460 детей. Предшкольная подготовка в детских садах, мини-центрах и в предшкольных группах школ организована для 336 614 детей, и охват составил 95,8%. Для повышения охвата детей и привлечения частных инвесторов в 93,4% частных дошкольных организациях размещен государственный заказ. По словам Натальи Жумадильдаевой, за последние четыре года очередность снизилась в два раза, а охват детей от двух до шести лет составляет 89,4%, от трех до шести лет – 98,3%. Тем не менее, очередность в детские сады сохраняется.

«На конец 2022 года по республике более 250 тысяч детей от одного года до шести лет стоят в очереди. В рамках реализации задач, поставленных главой государства, за три года прогнозируется открытие 222 340 новых мест, что позволит значительно увеличить доступ к дошкольному воспитанию и обучению», – отметила глава департамента Минпросвещения.

Также особое внимание уделяется охвату дошкольным образованием детей из социально уязвимых слоев населения с предоставлением бесплатного питания. На сегодня диагностируются 47 тысяч детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста, из них специальные организации и группы посещают 14 460 детей, общеобразовательные группы – 5 530. Для детей из семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, предусмотрена льготная очередь в детские сады. Вместе с тем Министерство просвещения продолжит работу по контролю за соблюдением требований к безопасности пребывания детей в дошкольных организациях и созданию благоприятных образовательных условий для детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

«Дошкольное образование обладает мощным потенциалом формирования общества, основанного на базовых национальных ценностях. Сохранение и передача культуры казахского народа через детскую литературу и устное народное творчество – универсальный способ воспитания ребенка к самосознанию и причастности к культурно-историческому коду казахов», – подчеркнула Наталья Жумадильдаева.

Поэтому развитие дошкольного воспитания и обучения в Казахстане будет выстраиваться по принципу: чем большее число сюжетов национального и культурного опыта включено в образовательный ресурс – тем богаче содержание образования, соответственно, тем быстрее ребенок воспримет систему традиционных казахских ценностей в качестве своей жизненной основы.

Вам будет интересно: