«Программа состоялась»: Скляр не согласен с критикой автокредитования

Автор: Ахметбеков Асхат

Финансирование программы далее будет проходить на револьверной основе

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото: © Sebastian Gollnow, gov.kz, @KZgovernment

Первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр прокомментировал реализацию программы льготного автокредитования в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.

Чиновник отметил, что по этой программе находится в обороте 188 миллиардов тенге.

«Программа популярная, востребованная, но количество средств, которые мы в нее вложили, 188 миллиардов тенге, пока достаточное. Больше вкладывать в ближайшее время на увеличение данных оборотных средств мы не будем. Потому что у нас есть другие более насущные задачи. Программа состоялась. Конечно, вопросы вызывает количество кредитов, которые могут получить. На револьверной основе финансирование будет проходить, мы эти деньги не изымаем», – сказал Роман Скляр журналистам в кулуарах Сената.

Дальше работу по программе будет продолжать холдинг «Байтерек» со своими дочерними структурами, добавил спикер.

Напомним, 6 февраля в 10:00 в Казахстане была запущена платформа для приема заявок по программе льготного автокредитования. Но казахстанцам понадобилось совсем немного времени на то, чтобы исчерпать лимит заявок – всего 18 секунд. Именно за этот промежуток времени 761 казахстанец успел зарегистрировать свои заявки на льготное авто. Тогда как число посетителей сайта в первую минуту его работы составило 125 тысяч человек. Казахстанцев разгневала процедура подачи заявок на льготное авто. В соцсетях люди жаловались на новую платформу по приему заявок по программе льготного автокредитования. По их словам, система выдала отказы по заявке, причем они оформлены по инициативе самого заявителя.

«Ровно в 10:00 вошла, заполнила, но никак не давали автопроизводителя выбрать. А потом все закончилось! Везде обман, везде проплачено!», «Три раза пыталась подписать, ошибка 1060, что-то пошло не так, затем производители исчезли и все, лимит», «Думаю, самым быстрым подал я заявку, так как это было в 10 часов и 17 секунд. Выбрал все, подал и подписал заявку и ждал чуда, но система выдала ошибку 1060 и коллеге тоже, потом уже убрали производителя», «Я за 7 секунд подала, но система показала ошибку», – написали казахстанцы в соцсетях.

В очередной раз программа льготного кредитования показала свою несовершенность, считают эксперты. Сама она больше начала походить на кость, кинутую чиновниками народу. Так, руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов убежден, что изначально цель программы была неправильной – ее следовало запустить лишь для социально уязвимых казахстанцев. 

«Чтобы эта машина ушла тем, кто реально нуждается, а не тем, у кого машина есть и могут в кредит взять, но хотят обновиться за счет этих дотаций. И изначально, когда выделяли сто миллиардов, даже тогда мне показалось, что сумма недостаточная. На такую программу нужны субсидии побольше. Либо нужно развивать другие программы, а не просто халяву. Например, в России есть программа «Первый автомобиль». В ней может участвовать молодежь с 18 до 25 лет, у которой раньше не было автомобиля. Там государство дает чуть ли не 50% дотаций на первый автомобиль и 0,98%, даже не 4%», – подчеркнул Арсен Шакуов.

В разговоре с представителями СМИ первый вице-премьер РК также ответил на попрос о том, готовы ли власти принять в госсобственность Экибастузскую ТЭЦ.

«Вопрос рассматривается сейчас, я это уже неоднократно говорил. Это самое простое. Акционер готов за 1 тенге или ноль тенге передать ее в собственность государству. Но получаеся что ситуация нелицеприятная, когда, получив от этой ТЭЦ в течение 16 лет определенные дивиденды, как говорится, выжав из нее все соки, просто хотели бы ее вернуть. Так не пойдет. Они должны продолжать вкладывать туда средства», – заявил он.

По словам Романа Скляра, до конца марта будет проведен аудит станции и тепловых сетей:

«И потом будет принято решение о том, сколько будет необходимо сейчас вкладывать туда средства и пропорционально кто будет вкладывать. Я считаю, что собственники станции также должны участвовать в этом. (...) Акционер утверждает, что станция убыточная».

По утверждению первого вице-премьера, повышение тарифов не будет резким.

«Нужно найти баланс между тем, чтобы граждане получали качетвенную услугу и это не повлияло в целом на инфляцию, как и на финансововое состояние потребителей. Не только физические лица, но и малый и средний бизнес, бюджетные организации. Будет принято сбалансированное решение», – сказал он.

На прошлой неделе правительственная комиссия во главе с Романом Скляром побывала в Экибастузе.

«Ситуация достаточно сложная. К сожалению, та прошлогодняя авария на сетях разбалансировала работу станции. Если ранее «остановы», на языке энергетиков, были один-два в неделю, то сейчас ежедневно один, два или три котла выходят из строя, и их ежедневно восстанавливают. Если в прошлом году этой работой занимались 15 человек ремонтного состава, то теперь этим вопросом занимаются 130 человек, привлеченных из «Треста Средазэнергомонтаж», а также из других организаций. Работают в две смены по 65 человек», – сообщил первый зампремьер-министра.

По его данным, температурные параметры находятся ниже заданных на 10-20%.

«Но работа, которую должны проводить местные теплосети по стабилизации и нормализации гидравлического режима, промывке внутренних сетей, которой занимались КСК, была поставлена из рук вон плохо. Даже с уменьшенным тепловым параметром невозможно нормализовать тепловой режим в помещениях», – отметил Роман Скляр.

Журналисты спросили у первого вице-премьера, не хочет ли он извиниться перед экибастузцами за то, что они столько времени живут без тепла.

«Я в Экибастузе был, начиная с пятого дня крупной аварии, в течение семи дней. Мы с коллегами обошли сотни квартир, побывали в разных учреждениях, и я неоднократно общался с жителями. Поверьте, я много раз перед ними извинялся за причиненные неудобства. Кто виноват? Все виноваты. Начиная с меня, как куратора отрасли энергетики, и заканчивая самым низовым звеном – рабочими этой станции. Это очевидно. Поэтому извинения мы неоднократно приносили и принесем», – ответил Роман Скляр.

Он также ответил на вопрос о том, почему не был привлечен к ответственности Александр Клебанов.

«Если виноват кто-то в этой ситуации и следствие покажет, что это акционер, то он будет привлечен к ответственности, полной ответственности. А что касается руководителя «Павлодарэнерго» (генерального директора АО «Павлодарэнерго» Вадима Лесина, которого ранее уволили по требованию Романа Скляра – AR) – это мое право потребовать от акционеров его увольнения, что я и сделал. У меня на это много причин, я просто сейчас не хочу говорить, то как они работали во время ликвидации аварии, как они проявили себя, что делали, я там находился семь дней. И сейчас ситуация, которая происходит в Экибастузе, и как ее видело предыдущее руководство «Павлодарэнерго», что они делали для ее ликвидации, как они выполняли поручения, которые давали аким города, области и я. Эти причины способствовали тому, что я потребовал немедленно освободить его от занимаемой должности. Что касается акционеров, их ответственность будет определятся проводимым сейчас следствием уголовного дела», – сказал Роман Скляр.