Он начал действовать в трех городах – Астане, Алматы и Павлодаре
Домашняя тирания нынче является одной из актуальных проблем современного общества. По данным Министерства внутренних дел, в прошлом году в полицию поступило более 100 тысяч сигналов о бытовом насилии. Ежегодно 400 женщин погибают от рук кухонных бойцов. Чтобы защитить казахстанок от тиранов, МВД запустило в пилотном режиме немецкий проект «ODARA», передает Azattyq Rýhy.
В столице прошел организованный МВД совместно с Фондом Фридриха Эберта в Казахстане международный форум «Партнерство – инструмент профилактики бытового насилия». В нем приняли участие представители государственных органов, научных кругов, неправительственных организаций, а также отечественные и зарубежные эксперты.
«У нас как в подавляющем большинстве государств домашнее насилие остается острейшей проблемой. К сожалению, ни законодательные, ни организационные меры не обеспечат ее решение, пока мы не выясним корневые причины того, что побуждает человека мучить и избивать, и не редко – убивать самых близких для него людей. Что способствует проявлению столь крайней жестокости и цинизма? Помимо очевидного комплекса социально-бытовых причин, есть и глубинная, касающаяся воспитания и семейных ценностей, психологическая атмосфера в семье. Обеспечение психологического здоровья молодого поколения – это стратегически важный фактор здоровья всей нации», - отметила заместитель руководителя Администрации Президента РК Аида Балаева.
Вопрос семейно-бытового насилия находится на особом контроле главы государства и МВД. В прошлом году ведомством были выработаны законодательные изменения, такие как переход от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений, исключение возможности повторного примирения сторон, а также ужесточение административной и уголовной ответственности за насилие в быту. Сегодня законопроект уже находится на рассмотрении в Парламенте. Во время проведения форума был презентован международный инструмент оценки рисков среди бытового насилия «ODARA», широко применяемый в Германии.
«Немецкую систему используют многие передовые страны. Система «ODARA» направлена на профилактику. Семейные ссоры имеют во всем мире одинаковую первоначальную почву. Как в Германии, так и у нас не каждая женщина хочет развода, но хочет коррекцию поведения своего супруга или домочадца. Эта система поможет выявить, кто подлежит воспитанию, профилактике, и в отношении кого надо принимать жесткие меры», – разъяснил министр внутренних дел Марат Ахметжанов.
Стоит отметить, немецкий пилотный проект по защите прав женщин запустят в трех городах нашей страны – Астане, Алматы и Павлодаре.
«Если этим вопросом будет заниматься только полиция, это будет не эффективно. Сегодня об этом говорилось неоднократно. И я могу подтвердить из нашего немецкого опыта. Если мы хотим иметь хорошие успехи, очень важно межведомственное сотрудничество. И поэтому уже в 90-ые годы у нас работало межведомственное взаимодействие, оно развивается и по сей день. Это позволяет нам прибегать к различным методам интервенции. Вы видите, какие институты и какие НПО работают с нами, когда мы говорим об интервенции в системе семьи», – поделилась главный комиссар полицейской службы города Ландау (Германия) Барбара Эмрих.
Новую методику защиты женщин от насилия в МВД уже начали апробировать. Так, в Астане прошел тренинг для сотрудников полиции и работников кризисных центров по выявлению насилия в семейно-бытовой сфере с помощью немецкой системы. В тренинге приняли участие инспекторы полиции, которые тесно работают с жертвами бытового насилия.
Так, международные эксперты «Центра интервенции» и офицер полиции Федеральной земли ФРГ Рейнланд-Пфальц провели обучающий тренинг по профилактике бытового насилия и внедрения механизмов оценки рисков «ODARA».
Отметим, «ODARA» – это анкета, разработанная канадским исследовательским отделом Центра психического здоровья с целью дать возможность сотрудникам полиции, рассматривающим случаи насилия в близких социальных отношениях, оценить вероятность повторения насилия со стороны партнера. Опросник состоит из 13 вопросов и позволяет сделать соответствующий вывод.
Участникам рассказали, для чего создан данный опросник, как он действует и то, насколько он эффективен.
Спикеры отметили, что разрешение вопросов по фактам семейно-бытового насилия в Германии ориентировано не на безусловное лишение свободы агрессора, а на его возвращение к полноценной жизни и примирение с потерпевшей стороной. Так, в немецком обществе агрессора воспринимают не только как правонарушителя, но также как лицо, нуждающееся в психологической помощи. Поэтому правоохранительные органы совместно с НПО проводят работу на основании обращения агрессора по его психокоррекции – курсы по управлению агрессией сроком на 1 год.
«Прохождение агрессором курса предоставляет ему возможность не только исправиться, но и получить более мягкое наказание, а также избежать его вовсе. В случае изъявления агрессором желания пройти курсы психокоррекции, судопроизводство в отношении него прерывается на период их прохождения. Наказание в виде лишения свободы в Германии назначается в крайнем случае, когда правонарушитель представляет реальную опасность для общества», – добавили спикеры.