Integrity check: как проходит проверка полицейских на добропорядочность
Первыми результатами поделились в МВД
Глава государства ранее утвердил концепцию антикоррупционной политики на 2022-2026 годы. В нее в том числе входит разработка и внедрение проверки на добропорядочность в правоохранительных и судебных органах. Иначе ее называют Іntegrity check. Как именно проверяют сотрудников, успешно ли они проходят этот тест, читайте в материале Azattyq Rýhy.
В МВД специально для этого проекта разработали кейсы проверочных мероприятий, максимально приближенные к повседневным ситуациям в работе полицейских, варианты реагирования на них и критерии оценки действий проверяемых лиц.
В первую очередь проверили сотрудников и подразделения, которые ежедневно взаимодействуют и контактируют с населением. Это работники патрульной, ювенальной, миграционной полиции, участковые инспекторы полиции, сотрудники модульных и стационарных постов, фронт-офисов, дежурных частей.
На начальном этапе акцент сделали на проверку доброжелательности, тактичности обращения с гражданами и умении сотрудников оперативно реагировать на их обращения. Также оценивались все детали: внешний вид сотрудника, материально-техническое оснащение, целевое использование служебных планшетов, видеорегистраторов, жетонов, автотранспорта и тому подобное.
«Уже провели проверки в департаментах полиции Астаны, Алматы, Алматинской, Карагандинской, Павлодарской, Жетысуской областях. Несмотря на короткий срок с момента запуска проекта, результаты проверок уже показали свою эффективность. Обращения стали обслуживаться более оперативно, сотрудники стремились ответственно подходить к своей работе, корректно и вежливо отвечать, что соответствует принципам сервисной модели. Как показала практика, такая форма работы и внимание к деталям при контакте с гражданами не только дисциплинировала личный состав, но и оказала высокий профилактический эффект», - сообщили в МВД.
По данным ведомства, в январе значительно выросло количество привлеченных граждан за административные правонарушения, в том числе связанные с правилами дорожного движения. К примеру, общее количество выявленных нарушений правил дорожного движения только по Астане возросло до 23 800. В основном водители превышают скорость, управляют машиной без документов, либо в нетрезвом состоянии, а также пользуются за рулем телефоном.
«Это говорит о том, что полицейские, зная о проведении проверок, во всех обратившихся видят потенциальных проверяющих и добросовестно выполняют свои обязанности», - подчеркнули в ведомстве.
С началом запуска пилотного проекта отмечается также рост сообщений от сотрудников полиции о попытках дачи им взяток. В январе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество увеличилось почти в 3 раза.
В настоящее время каждый сотрудник патрульной полиции, участковый инспектор полиции, а также их служебный автотранспорт и помещения оснащены современными фиксаторами всех контактов с гражданами, которые в автоматическом режиме передают информацию либо ее выгружают в центры оперативного управления для реагирования.
«Поэтому напоминаем, что за дачу взятки должностному лицу предусмотрена уголовная ответственность, предусматривающая штраф либо лишение свободы на срок до пяти лет. Также сообщаем о недопустимости оказания неповиновения и сопротивления сотрудникам полиции при исполнении ими служебных обязанностей. С начала года зарегистрировано уже 19 таких фактов, а также 44 факта оскорбления представителя власти», - отметили в министерстве.
Немало внимания МВД уделяет и цифровизации полицейской деятельности. Широкое использование современных технологий в повседневной работе правоохранителей – это одна из главных задач, поставленных главой государства перед органами внутренних дел. Это дает возможности и для профилактики правонарушений, и для более оперативного раскрытия преступлений.
«Уже сейчас 60% от всех нарушений правил дорожного движения выявляются в автоматическом режиме. А в городах Астана, Алматы и Шымкент этот показатель еще выше – 86%. Для этого по стране используется более 18 тысяч стационарных автоматических камер», - привели данные в МВД.
Контроль за загородными дорогами ведется автоматическими программными комплексами на базе патрульных автомобилей. Сейчас в Казахстане есть 60 таких передвижных устройств.
«Для выявления злостных нарушителей правил дорожного движения и опасных водителей МВД в прошлом году запустило программу «Қорғау». С ее помощью можно выявлять автомобили с подложными номерами, без страховки, находящиеся в розыске, а также водителей, лишенных прав, систематически нарушающих ПДД и не оплачивающих штрафы», - сообщили в ведомстве.
Вся информация про нарушителя с камер отправляется оператору ЦОУ и на планшет ближайшего сотрудника патрульной полиции. То есть нет необходимости останавливать подряд все автомобили, так как система сама подскажет полицейскому, кто из водителей является «опасным» на дороге.
«Благодаря цифровым средствам полицейские больше задействованы в охране общественной безопасности и принимают предупредительные меры к нарушениям. Активно проводится техническое перевооружение и самих стражей порядка. На сегодня каждый патрульный оснащен персональным видеожетоном. А в Астане, Алматы и Петропавловске видеожетоны заменены на более современные мобильные носимые видеокомплексы со специальным программным обеспечением», - подчеркнули в министерстве.
Использование таких «смартжетонов» позволяет:
- исключить самовольное отключение видео или звука;
- осуществлять дистанционное подключение к ним со стороны проверяющего для просмотра изображения в режиме онлайн;
- офицерам ЦОУ и непосредственному руководству отслеживать фактическое нахождение сотрудника и возможное отклонение от маршрута патрулирования.
В МВД считают, что использование цифровых решений не только повышает эффективность работы полиции по обеспечению безопасности граждан, но так же значительно снижает коррупционную составляющую в деятельности органов внутренних дел в целом.