Они все еще лежат на поле боя…
Это Герои войны, останки которых поисковые отряды обнаружили за тысячи километров от дома
У подобных отрядов особая миссия – они, по сути, увековечивают память Героев войны, находя их останки, порой, за тысячи километров от дома. Это наши соотечественники, отдавшие жизни за мирное небо.
Об одной из экспедиций, прошедшей еще в 2018 году в России, нам поведали участники сводного поискового отряда «Прииртышье», передает Azattyq Rýhy.
Плакало небо
Погодные условия были неблагоприятными для поисков, говорят участники экспедиции. Дождь шел почти все время. Но, несмотря на это, работа продолжалась ежедневно. Площадь полевых работ была большая. 600 поисковикам из разных стран СНГ удалось обнаружить 190 останков погибших советских воинов. 11 из них были опознаны по документам и личным вещам.
— Зимой-весной 1941-42 годов в тех местах происходила Любанская наступательная операция, в которой участвовали и казахстанцы, — говорит командир отряда «Прииртышье» Куат Маканов: Здесь при попытке прорыва к селу Спасская Полисть понесли большие потери соединения 59-ой и 2-ой ударной армии. Так, в составе 2-ой армии были 310-я и 314-я стрелковые дивизии, они формировались в Петропавловской и Акмолинской областях. Уроженцы Павлодарского регион там тоже воевали. Из Казахстана в работе принимал участие наш сводный отряд «Прииртышье». Мы в этом году впервые участвовали в подобной экспедиции по приглашению российских поисковиков. Организаторами выступили поисковые движения России совместно с Международным фондом взаимодействия государств стран СНГ. Много общались, получили большой опыт, поделились своими знаниями. Для новобранцев проводили лекции и семинары. Тем было немало: военные события в Новгородской области, антропология, техника безопасности при производстве поисковых работ, фортификационные сооружения, военная амуниция и оружие, и т.д. Кстати, в этом мероприятии могли участвовать школьники от 14 лет и старше. Молодежи и детей было много, все они проходили обучение. А потом с опытными поисковиками выходили на полевые работы.
С собой павлодарские поисковики привезли домой экспонаты – военные карты, причем советские и немецкие, снаряды, каски и т.д. На месте былых сражений находили осколки вооружения, гранаты. Была и еще одна удивительная находка. Между деревнями Мостки и Кузино поисковики нашли разбившийся самолет, он был на глубине пяти метров. Когда обломки выкопали, были обнаружены останки летчика. Его имя удалось установить по комсомольскому билету. Это Алексей Алексеевич Зеленский, уроженец Днепропетровска. Известна и причина крушения: самолет подбили, когда он возвращался с линии фронта. До аэродрома машина не дотянула, и разбилась. Пилот погиб. Но известно об этом стало только спустя десятилетия после окончания войны, в мирное время.
— Видел своими глазами, какая там была бойня. Это мясорубка – воронки, осколки, — рассказать трудно. Эмоций много, — рассказывает участник отряда «Прииртышье» Александр Шевченко. — В этот отряд меня привела личная история: моя мама ребенком видела войну. 4 года назад я попробовал поисковую работу с отрядом «Майдан жолы». И с радостью поехал в нынешнюю экспедицию. Я работаю на Павлодарском алюминиевом заводе – взял отпуск, для таких поездок не жаль времени.
Шевченко вместе с еще одним участников отряда «Прииртышье» Маратом Аменовым разведывали лес в районе деревни Кузино. Много воронок и блиндажей, но затянуло почему-то именно в одну яму.
— Дождь шел постоянно. Мы начали прощупывать, обнаружили человеческие останки. Солдаты лежали в ряд, это было санитарное захоронение, — поясняет Шевченко. — Потом совместно с поисковиками из Мордовии и Москвы мы подняли семерых солдат. По пуговицам шинелей выяснили, что это советские бойцы. Там же были советские монеты 1937 года. И на нательном белье красноармейцев были пуговицы с четырьмя дырочками – эти знания пригодились из лекций и опыта. Где-то рядом был госпиталь, их и похоронили тут же. Опознать их не удалось, личных вещей при них не было. Все они были захоронены позднее вместе с остальными воинами в братской могиле мемориала близ деревни Мясной бор, как и положено, со всеми воинскими почестями.
Зацепы
В планах вахта будущего года – в Ленинградской области. А в ноябре 2018 года состоится форум командиров поисковых отрядов с обменов опытом и информацией. Напомним, в Павлодаре уже много лет действуют поисково-исследовательские отряды «Майдан жолы» и «Панфиловшылар». Меньше месяца назад начало работу новое движение поисковиков «Прииртышье», руководит которым инженер-энергетик Павлодарской ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казахстана» Куат Маканов.
Зацепы – для поисковиков это означает наводки, точные знаки, указывающие на нахождение под землей останков. Кого-то эти зацепы будто задели за живое, зацепившись прямо за душу, не отпуская. 10 лет занимается поисковой деятельностью заместитель командира отряда «Прииртышье» Марат Аменов, самый старший в объединении. В этой поездке у него была особая миссия.
— У меня была задача найти земляка, — рассказывает Марат Аменов. — Уроженец Железинки Какен Ауталипов погиб вовремя Великой Отечественной войны и был похоронен в Новгородской области в деревне Вольная горка. Вместе с командиром отряда «Зеленоград 41 км» мы поехали туда. Но оказалось, что в 1973-75 году он был перезахоронен, а куда – неизвестно, выпал из списка. Мы ездили по разным деревням в округе, и нашли его в деревне Жестяная горка, правда, в имени и фамилии буквы чуть изменены. После проверки всех имеющихся документов было установлено, что это один и тот же человек. Теперь нужно в архив и книге памяти вносить изменения по документам. Фотографии и видео с братской могилы, где покоится их героический предок, я привез родственникам солдата.
Высказал Аменов и свое мнение касательно Любанской наступательной операции и 2-ой ударной армии. По его словам, фактически солдат послали на гибель. «За 10 дней им нужно было пройти 100 км. На каждого бойца давали ежедневно три сухаря и всего пять патронов на винтовку. На одну пушку – 2 снаряда. За 5 дней они прошли 40 км. Следом их пошла выручать 53-я армия, но немецкое кольцо уже замкнулось. Нам трудно судить спустя 70 лет о том, что было. Может, Власов за свою жизнь боялся, может, думал о солдатах. За пять дней боев большинство погибло. А кто остался в живых, Власов всю армию сдал в плен», — рассказывает Марат Аменов.
О своей личной истории рассказывает новобранец поискового движения Василий Ямчук. Он впервые побывал на вахте памяти.
— Да, были деды, где-то воевали, где-то похоронены. Никто с войны у меня не вернулся – ни родные деды, ни двоюродные, на всех только похоронки пришли, — говорит участник поискового отряда «Прииртышье» Василий Ямчук. — Но не было понимания, что все эти солдаты еще не захоронены, что они все еще лежат по поле боя. А когда в 2000-х годах пришли документы, что они найдены и захоронены, я будто обрел своих дедов снова. Один дед, Федор Ямчук погиб в Молдове, другой, Андрей Откидач — под Курской Дугой. И поисковые движения нашли их и захоронили с почестями. Я искал этих ребят, что вернули мне помять о дедах. И обязательно побываю на дедовых могилах.
Участник отряда «Прииртышье» считает, что мы, сегодняшнее поколение, до сих пор не отдали долг погибшим солдатам Великой Отечественной войны. «Мы живем, радуемся, путешествуем – а эти солдаты все еще не захоронены достойно».
— Слов нет, чтобы описать, что они совершили: все войны, которые были до этого, не идут ни в какое сравнение с Великой Отечественной войной. Ведь наши близкие люди в нечеловеческих условиях победили самую страшную войну за всю историю человечества, ликвидировали угрозу нацизма. Дай Бог, чтоб не было больше войн, — говорит Василий Ямчук. — Я считаю, пока они не истлели и не исчезли, мы будем продолжать работу по поиску и захоронению с почестями бойцов Великой Отечественной войны. Пусть в эту вахту «Волховский фронт. Чудово» было опознано по медальонам и личным документам всего 11 советских солдат, остальных остались безымянными, но мы всех достойно предали земле на месте общего военного захоронения. Не передать словами, какой подвиг был совершен там, где мы побывали, на местах сражения Волховского фронта. Люди буквально легли костьми, чтобы не пустить врага. Они умирали от голода, ели кору деревьев, спали в болоте под проливными дождями, но спасали миллионы жизней. Благодаря им держалась оборона Дороги жизни из осажденного Ленинграда. Они так и остались, как шли в атаку, в этих болотах и окопах…
Ямчук рассказал о другом поразившем его открытии. Когда они с другими поисковиками хоронили бойцов Северо-Западного и Волховского фронтов в военном мемориале у деревни Мясной бор Новгородской области, Василий Ямчук читал на плитах годы жизни солдат. «Я не нашел никого старше себя. Они ушли из жизни молодыми мужчинами, от 20 до 30 лет…», — говорит он.
Вот имена 11 погибших и опознанных в то время по документам и личным вещам советских солдат:
- 1. Младший лейтенант Букин Михаил Иванович, уроженец деревни Языково Куйбышевской области.
- 2. Красноармеец Куребин Иван Егорович, уроженец Татарского района Омской области.
- 3. Рядовой Семенин Алексей Иванович, уроженец Воронежа.
- 4. Долгих Герасим Иванович, уроженец Воронежской области.
- 5. Чибышев Александр Зиновьевич, уроженец Успенского района Ворошиловоградской области Украинской ССР.
- 6. Осокин Василий Иванович, уроженец Алтайского края, деревни Плотва.
- 7. Семенов Егор Адамович, уроженец Якутска.
- 8. Бугаков Иван Федорович, уроженец Воронежской области.
- 9. Леднев Александр Григорьевич, уроженец села Люблино Омской области.
- 10. Небрат Иван Федорович, уроженец села Горбиевка Черниговской области Украинской ССР.
- 11.Летчик Зеленский Алексей Алексеевич, уроженец Днепропетровска Украинской ССР.