«Спорные вопросы буду решать в пользу детей». Планы нового министра просвещения

Azattyq Rýhy
19.01.2023, 07:09

Родители должны быть уверены в знаниях своего ребенка, подчеркнул Гани Бейсембаев

Фото: znamenka.info

В 2022 году проведен мониторинг образовательных достижений 105 тыс. учеников 4 и 9 классов из 25% школ страны. МОДО (мониторинг образовательных достижений обучающихся) включал в себя тестирование по трем направлениям грамотности: читательская, математическая и естественнонаучная. Итоги МОДО свидетельствуют о необходимости комплексного подхода в вопросах повышения показателей качества образования.

В рамках исследования PISA для школ приняли участие 1000 школ по чтению, математике и естествознанию. В конце первого полугодия 2023 года школы-участницы получат аналитические отчеты от ОЭСР для разработки своих планов развития.

«В 2022 году проделанной работы было немало, но перед нами стоят еще большие задачи. В соответствии с поручением Главы государства в стране более $3,7 млн должно быть направлено на обеспечение качественного образования и сознательного воспитания и безопасности жизнедеятельности учащегося», — отметил министр. 

Во-первых, в сфере дошкольного обучения и воспитания:

  • усиление кадрового потенциала через повышение социального статуса, внедрение новых форм квалификационного и профессионального развития;
  • повышение заработной платы в среднем на 30%;
  • продолжение работы по внедрению штатных единиц «помощник педагога» в целях предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья возможности обучения в инклюзивной среде.

Кроме того, дошкольники из социально уязвимых семей будут обеспечены бесплатным питанием в детских садах.

Во-вторых, в среднем образования:

  • продолжится работа по изменению стандарта среднего образования и Типовых учебных программ в части корректировки целей обучения, увеличения часов по изучению английского языка, предмета «Цифровая грамотность» и изменения программ отдельных предметов;
  • традиционное преподавание дополнится инновационными способами преподавания предметов, наряду с бумажными учебниками будут использоваться цифровые учебники;
  • будет проработан вопрос повышения заработной платы педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекарей организаций образования;
  • продолжится модернизация школ в малых городах и селах, улучшится инфраструктура, будут созданы безопасные условия в действующих школах.

Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

Планируется:

  • открытие 7 ПМПК и 5 КППК;
  • размещение госзаказа на специальную психолого-педагогическую коррекцию;
  • усиление роли психологических служб в школе;
  • внедрение стандартов для педагогов-психологов.
  • Особое значение для развития детей имеет качественное питание. Планируется:
  • пересмотреть нормативы обеспечения детей питанием;
  • предоставить одноразовое бесплатное горячее питание всем учащимся начальных (1-4 кл) классов;
  • внедрить систему безналичного учета в столовых.

Особый фокус оценки качества образования будет направлен на инструменты внутреннего и внешнего оценивания. Планируется разработать Национальную рамку оценивания качества образования на всех уровнях от дошкольного до ТиПО.

«Со дня моего назначения, мне поступают сотни обращений по разным вопросам. Среди них вопрос касательно подтверждения знаний учащихся, претендующих на знак «Алтын белгі», в НИШ. Данный вопрос мной будет пересмотрен и решен в пользу детей. Другие поступающие вопросы общества будут вынесены на совместное обсуждение для принятия согласованных решений. Также, обращаю внимание на реализацию Специальной программы привлечения лучших педагогов. Из запланированных 1954 педагогов всего по критериям оценки программы прошли 56 (Атырауская область – 9, Мангистауская – 9, Туркестанская – 13, Алматинская - 25). Поэтому мной принято решение о пересмотре требований к педагогам, участвующим в программе. Данный вопрос будет обсужден с привлечением педагогов и экспертного сообщества», — заявил министр просвещения.

В-третьих, в техническом и профессиональном образовании:

  • запускаем пилотный проект по предоставлению рабочей квалификации старшеклассникам на базе колледжей. Это даст возможность по завершении обучения, учащимся параллельно с аттестатом школы получить диплом колледжа и выйти на рынок труда;
  • с этого года иногородним студентам будет выплачиваться компенсация за проезд в каникулярное время без подтверждающих документов (4 МРП);
  • руководители колледжей будут проходить обучение по лидерству и менеджменту.

В-четвертых, минимизируются все коррупционные проявления в системе дошкольного, среднего и технического образования, будет обеспечена нулевая терпимость, а также прозрачность и честность при принятии и реализации решений.

«Хочу отметить, что Министерство нацелено на открытость и прозрачность всех проводимых процедур. Мы активно пропагандируем антикоррупционную деятельность и выражаем уверенность в том, что все педагоги и руководители организаций образования будут привержены принципам академической честности», — заверил глава ведомства.

В-пятых, в целях улучшения качества образования учителя получившие звания «Қазақстанның Еңбек ері», «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» будут участвовать в вопросах управления школами.

В-шестых, будет развиваться институт независимых профессиональных экспертов в образовании. При этом высокий статус педагога будет служить улучшению качества образования.

В-седьмых, по аналогии с Президентским кадровым резервом будет создана Республиканская База данных будущих кандидатов руководителей организаций образования. Данная мера позволит обеспечить организации образования квалифицированными руководителями. Параллельно будет создана База данных учителей-предметников, которая будет работать на ликвидацию дефицита педкадров в регионах.

Кроме того, будет проведена работа по увеличению заработной платы руководителей организаций образования. Родители должны быть уверены в знаниях своего ребенка.

«Мы должны много работать в этом направлении. Необходима система внешней, независимой оценки качества образования, мы усиливаем работу в диагностическом направлении, регулируя систему аттестации школ. Вместе со школами мы обеспечиваем формативную оценку учителя на внутришкольном контроле, мониторинг учебных достижений, уменьшение разрыва между образовательными разрезами при государственной аттестации», — сказал министр.

В-восьмых, содержание и формат работы с родителями должны трансформироваться, должна быть предпринята работа по привлечению, вовлечению их в школу через развитие влияния на управление школой. С этого года при школах будет создана постоянно действующая родительская академия.

В свою очередь, вице-министр просвещения Айбат Ильясов сообщил, что согласно поручениям Главы государства, в 2023 году ведомством начата реализация следующих основных задач по цифровизации системы образования.

Первое: внедрение Единой базы учета, очередности и выдачи направлений в дошкольные организации, которая позволит реализовать принцип «деньги за ребенком», вести мониторинг и контроль на центральном уровне для исключения дублирования, обеспечения прозрачности распределения мест в очереди и экономии бюджетных средств.

Второе: запуск системы идентификационных карточек для учеников, обеспечивающих доступ к учебным материалам, пропуск в здание школы и оплаты за питание, это позволит родителям в онлайн режиме осуществлять управление и контроль над расходованием средств детьми, вести необходимый учет в школах и самое главное создаст удобство и безопасные условия для школьников.

Третье: внедрение инновационных способов преподавания дисциплин, перевод необходимых учебных материалов в цифровой формат для повышения качества обучения, успеваемости и интереса детей к учебе, обеспечения доступа к цифровому учебному контенту по всем предметам.

Четвертое: перевод в проактивный формат 10 государственных услуг по постановке в очередь в детский сад, получению льготного питания, подвоза и отдыха детей, предоставления общежития и услуг для детей с ограниченной возможностью. Данные меры предоставят гражданам право воспользоваться положенным им услугам в сфере образования и охраны прав детей без подачи заявления.

Пятое: совершенствование работы электронных дневников и журналов их интеграция с НОБД для исключения «двойного ввода» данных педагогами и персоналом школ в информационных системах, используемых в системе образования. Обеспечение школ качественным и высокоскоростным интернетом для этого будут приняты меры по сбору данных о скорости интернет в цифровой карте контроля связи, разработке требований построения локальной и беспроводной сети в школах, направление в уполномоченный орган сведений о сельских школах где требуется проведение волоконно-оптической линий связи.

Шестое: ввод Единого электронного реестра образовательных программ, реализуемых в организациях технического и профессионального образования для проведения экспертизы и формирования образовательных программ в цифровом формате, гарантирующим соответствие их содержания запросам работодателей и подтверждением качества.Обеспечение вывода цифровых дипломов об окончании колледжей через сервис «Цифровые документы» eGovMobile, что даст возможность гражданам использовать и предъявлять цифровые дипломы государственным органам, физическим и юридическим лицам, без необходимости носить с собой диплом на бумажном носителе.

Председатель Комитета по охране прав детей Насымжан Оспанова доложила, что в 2023 году остается актуальной задача по 100%-ному оснащению учебных заведений крупных городов комплексной системой безопасности детей, а именно: лицензированной охраной, подключению к ЦОУ, установке тревожных кнопок и турникетов.

Продолжится работа над Индексом благополучия детей, а также планируется разработка методики расчета Индекса благополучия детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В текущем году Комитету совместно Управлениями образования необходимо:

  • во-первых, принять меры по поэтапному увеличению охвата бесплатным качественным питанием школьников младших классов;
  • во-вторых, разработать и принять региональную Дорожную карту по исполнению поручения Главы государства по созданию 50 детских оздоровительных лагерей;
  • в-третьих, принять меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. К примеру, в последнее время участились факты посещения «взрослых» художественных фильмов семьями с несовершеннолетними детьми;
  • в-четвертых, трансформировать оставшиеся 10 детских домов в Центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • в-пятых, принять меры по 100% охвату дополнительным образованием 10 тыс. детей из неблагополучных семей.

«Региональным уполномоченным по правам ребенка оказать содействие в обеспечении общественного контроля через попечительские советы, исходя из новых правил, принимаемых нами в этом году. И совместно с Департаментами по обеспечению качества в сфере образования оперативно реагировать на все случаи грубого нарушения прав детей в регионе в тесном взаимодействии с Комитетом и всеми заинтересованными сторонами», — заключил Н. Оспанова. 

Вам будет интересно: