Ответственность и дебюрократизация: какие задачи стоят перед казахстанской наукой

Заручившись поддержкой научного сообщества, глава государства определил ключевые задачи развития

Ответственность и дебюрократизация: какие задачи стоят перед казахстанской наукой
Фото: ehonews.kz; aikyn.kz

Мы живем в век информатизации и всё большего внедрения в нашу жизнь высоких технологий.  Наука – это часть общественной культуры, уровень развития науки во многом определяет уровень развития общества. Научное исследование - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Наука охватывает все области знаний и постоянно учит нас чему-то новому, передает Azattyq Rýhy.

2023 год, по словам представителей научного сообщества, в определенной степени может стать прорывным. В первую очередь благодаря вниманию, которое уделяет Президент науке и ученым.  

Определены и задачи на этот год:

1. Первостепенной задачей является разработка Закона «О науке и технологической политике», в целях синхронизации вопросов управления сферой науки, коммерциализации результатов научной деятельности, развития технологий и поддержки инновационный деятельности.

2. В целях совершенствования системы реализации государственной политики в области науки и научно-технической деятельности будет создан Национальный Совет по науке и технологиям с учетом лучшего международного опыта, основной задачей которой будет являться определение приоритетов национальной научно-технологической политики, механизмов развития, экспертная оценка текущего состояния.

3. Будет продолжена работа по увеличению финансирования НИОКР до 1% от ВВП в ближайшие 3-5 лет.

4. Будет возобновлена деятельность Национального центра научно-технической информации с наделением его функциями по анализу научно-технической информации.

5. Продолжится стабильное финансирование сферы науки и каскадное проведение конкурсов с тем, чтобы предоставлять возможность реализации научных идей как можно большему числу ученых.

7. Для стимулирования и поощрения ученых за вклад в науку ежегодно будут присуждаться 50 премий «Лучший научный работник» в размере 2000 месячных расчетных показателей. Продолжится поощрение ученых, внесших вклад в развитие науки и техники, путем предоставления государственных научных стипендий и премий в области науки.

8. Для стимулирования притока молодых кадров в науку будут направлены 500 казахстанских ученых на стажировки в ведущие научные центры мира для обучения академическому письму, английскому языку, цифровым навыкам, разработке научных заявок и другим необходимым компетенциям и навыкам.

«Очевидно, что все эти задачи осуществимы только в постоянном взаимодействии со всем профессиональным сообществом, в условиях полной открытости и прозрачности всех принимаемых решений, нацеленности не на процессы, а на результат.  Ответственность.  Дебюрократизация. Человекоцентричность.  Мы будем следовать этим принципам», - заверил председатель Комитета науки Дархан Ахмед-Заки.

Исполнительный секретарь – член Правления НПП «Атамекен» Нурлан Сакуов в свою очередь отметил, что подготовка специалистов - это задача как системы образования, так и бизнеса в целом, так как конечным потребителем является работодатель.

«Важно отметить тенденцию по формированию работников новой формации, обученных и адаптированных к практической деятельности, а также конкурентоспособных и компетентных с учетом современных реалий. Текущие реалии диктуют кадрам осваивать новые навыки и компетенции», - сказал Н. Сакуов.

Более подробно он остановился на вопросах внедрения новой регуляторной политики «регулирование с чистого листа» в сфере предпринимательской деятельности в РК.

Как он отметил, Закон направлен на то, что любые требования к бизнесу должны быть с понятными мотивами госрегулирования, практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными.

Реализация данной реформы позволит повысить эффективность регулирования бизнес-среды и сформировать благоприятные и стимулирующие условия для активизации предпринимательства.

В этой связи, в Законе четко определены 7 базовых условий к формированию регуляторных требований:

  • 1) обоснованность;
  • 2) равенство субъектов предпринимательства;
  • 3) открытость;
  • 4)  исполнимость;
  • 5) определенность;
  • 6) соразмерность и рациональность;
  • 7) последовательность.

НПП совместно с министерством науки и высшего образования создана рабочая группа по пересмотру регуляторных актов и формированию реестра обязательных требований в сфере образования. 

Рабочей группой проанализировано 67 нормативно-правовых акта, выявлено 1794 требования из которых 165 требований не соответствуют условиям формирования, из них 137 требуют изменения или дополнения, 28 требований подлежат отмене.

«Основным новшеством регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение реестра обязательных требований. Это единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса», - сказал Н. Сакуов.

В реестре, по его словам, будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике. С 2024 года, если требование не включено в реестр, то по нему госорган не сможет проверять и наказывать. Формирование и ведение реестра будет осуществляться МНЭ на базе системы «Әділет».

Также НПП принимает активное участие в развитии Национальной системы квалификаций, а именно в формировании национальной рамки квалификации, отраслевых рамок и профессиональных стандартов. Требования к квалификациям, навыкам и компетенциям работников по определенным профессиям будут закреплены в виде профессиональных стандартов, которые разрабатываются самими работодателями или их ассоциациями.

Так, на текущий момент в НПП утверждено 593 профессиональных стандарта, из них 172 в 2022 году актуализированы.

В профессиональных стандартах, по словам исполнительного секретаря НПП «Атамекен», отражаются требования бизнеса, на основе которых должны разрабатываться образовательные программы.

Также профессиональные стандарты и отраслевые рамки квалификаций полезны для студентов при планировании траектории развития своей карьеры.

«Другая сторона партнерства – сектор профессионального образования. Вузы с учетом требований работодателей сначала формирует классификатор специальностей и занятий, далее разрабатывает образовательную программу на базе профессиональных стандартов работодателей», - сказал Н. Сакуов.

По его словам, результаты партнерства работодателей и системы профессионального образования будут определяться путем внедрения системы независимой оценки или сертификации.

В соответствии с законопроектом эту работу будут осуществлять специальные центры сертификации (независимые, аккредитованные Национальной палатой предпринимателей и другими уполномоченными институтами юридические лица).

Данную работу НПП ведет с 2017 года, создано 28 сертификационных центров, которые присвоили квалификации 32 тыс. человек.

Выпускники вузов, прошедшие независимую оценку, будут иметь на руках диплом, подтверждающий прохождение профессиональной подготовки по конкретной специализации и сертификат, подтверждающий навыки применения полученных знаний на практике.

Таким образом, работодателям предоставляется возможность принимать на работу выпускников, имеющих сертификат, не предъявляя требований к стажу работы.

Пятый год подряд Национальная палата по заказу министерства науки и высшего образования формируют рейтинги образовательных программ вузов.

В рамках рейтинга за 2022 год оценено 2040 образовательных программ, проанализировано 81 393 выпускника, привлечено более 200 отраслевых экспертов со всех регионов Казахстана, в результате чего по 97 вузам составлено более 2 тыс. экспертных заключений.

Рейтинг проводился по 19 критериям, в том числе оценивался уровень трудоустройства и медианная заработная плата выпускников, продолжительность поиска работы и актуальность программ.

«В сравнении с прошлыми годами средний процент трудоустройства больше на 1,8% и составляет 79,5%. Важно отметить, что в разрезе направлений наиболее высокий уровень трудоустройства продемонстрировало направление «6B09 Ветеринария» 88%, а наименьший уровень трудоустройства по направления «6B02 Искусство и гуманитарные науки» 71%», - сказал Н. Сакуов.

По его словам, наибольший интерес составил критерий - первая заработная плата выпускников после окончания вуза в первый год. Медианная заработная плата выпускников 2021 года составила 155 621 тенге и превышает медианную заработную плату выпускников прошлогоднего рейтинга на 41 554 тенге или на 26,7%.

Наиболее высокие средние заработные платы выпускников по следующим направлениям:

1)  Общая медицина – 336 222 тенге;

2)  Математика (образование) – 283 823 тенге;

3)  Русский язык и литература – 274 098 тенге;

«Хочется отметить, что наблюдается положительная динамика удовлетворенности образовательных программ работодателями. Кроме того, эксперты, оценивающие обрпрограммы на протяжении 3-4 лет подряд, отмечают улучшение качества. Это результат кропотливой работы Министерства и вузов по внесению изменений в образовательные программы и привлечения специалистов-практиков в образовательный процесс», - сказал Н. Сакуов.

Президент РК К. Токаев: «Система образования должна быть доступной и инклюзивной»

Очень актуальную тему инклюзивного образования поднял в своем выступлении доктора PhD, профессор, внештатный советник министра науки и высшего образования Тансауле Сериков.

«Конечно, термин «инклюзивное образование» охватывает широкую категорию лиц, но сегодня я хочу обратить Ваше внимание на остро стоящий вопрос получения качественного высшего и послевузовского образования лицами с инвалидностью в вузах страны. Как отметил Глава государства в своем Послании «Система образования должна быть доступной и инклюзивной. Надо признать, что не все вузы готовы принять в ряды студентов лиц с инвалидностью. И причин тому множество», - сказал Т.Сериков.

По его словам, возникает очень много вопросов в данном направлении. Министерством науки и высшего образования принята дорожная карта высшего и послевузовского образования для лиц с инвалидностью.  В разработке дорожной карты принимали участие представители вузов, неправительственные организации, общественные объединения, депутат сената и представители министерства науки и высшего образования.

Определены основные задачи программы дорожной карты. Для разъяснения и ознакомления профессор побывал с официальным визитом в нескольких отечественных вузах страны.

По итогам визита профессор внес ряд предложений, среди которых открытие центров поддержки и сопровождения лиц с инвалидностью или введение штата координатора инклюзивного образования в психологическую службу вуза в Казахском национальном исследовательском университете им. К.Сатпаева и Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева.

Данные вузы были выбраны по региональным приоритетам, оснащенности, адаптивности инфраструктуры и образовательной программы. Профессор выразил надежду на то, что данный список будет пополнятся региональными отечественными вузами.

«Вместе с этим, необходимо возрождение работы НЦ «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК» при КазНПУ имени Абая, который эффективно функционировал», - сказал Т.Сериков.

По его словам, организация в стенах вузов центра поддержки ЛСИ или введение штата координатора инклюзивного образования позволит:

  • 1. Создать нормативно-правовую базу организации психолого-педагогической помощи ЛСИ в вузах.
  • 2. Проводить контроль по созданию образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушения в развитии ЛСИ.
  • 3. Оказывать психолого-медико-педагогическое сопровождение для формирования психологической среды, позволяющей ЛСИ комфортно чувствовать себя в любых ОУ.
  • 4. Осуществлять сотрудничество с общественными организациями, инициирующими вопросы совместного образования ЛСИ в высших образовательных учреждениях на принципах социального партнёрства.
  • 5. Осуществлять контроль доступности инфраструктуры в стенах вуза.
  • 6. Оказывать консультации ЛСИ по вопросам, касающимся образовательного процесса.
  • 7.  Обеспечение при необходимости услугами сурдоперевода.

Также профессор обратил внимание на то, что в процессе работы с региональными вузами поступают разного рода проблемные вопросы относительно организации и обучения лиц с инвалидностью:

  • 1.  Организация сдачи ЕНТ для незрячих;
  • 2. Увеличение стипендии для студентов ЛСИ, т.к. в настоящее время рассмотрено увеличение размера стипендии только для ЛСИ по зрению и по слуху;
  • 3. Рассмотрение вопроса увеличения суммы гранта для ЛСИ. Согласно ответов вузов им требуются дополнительные финансовые средства для организации доступности инфраструктуры и образовательных программ;
  • 4. Организация библиотек для незрячих;
  • 5. Необходимость внесения и получения заключения экспертной комиссии по доступности инфраструктуры согласно программе «Доступный Казахстан»;
  • 6. Разработка шаблона образовательных программ, адаптированных для ЛСИ;
  • 7.  Организация подготовки и переподготовки преподавателей ВУЗов по работе с ЛСИ;
  • 8. Рассмотрение выделения дополнительных средств для стажировки ЛСИ при обучении в магистратуре и докторантуре за рубежом.
  • 9. Рассмотрение выделения грантовых проектов для категорий инклюзивного обучения или льгот при вводе ЛСИ исполнителем или руководителем в грантовых проектах.
  • 10. Статистика и сопровождение выпускников сельских школ категории ЛСИ для поступления и обучения в вузах.
  • 11. Трудоустройство выпускников вузов категории ЛСИ.

«Считаю, что в решении данных вопросов должно принимать участие не только МНВО, но и сами вузы. Я призываю ректоров и министерство принять участие в создании безбарьерной среды для получения качественного высшего образования лицами с инвалидностью. Лица с инвалидностью вправе быть полноценными представителями в становлении Нового Казахстана», - сказал Сериков.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.