Глава государства поручил вести работу по дальнейшему развитию и стимулированию практического использования государственного языка
Испокон веков объединяющие этнос ценности – язык, религия, традиции, менталитет, культура, история. Любой язык – это культурный код, который формирует философию жизни человека, его систему ценностей, стиль поведения, образ мышления. Главной политической ценностью является государство, а главной культурной – язык. Язык – необходимое условие существования нации, об этом говорил ещё в XVIII веке немецкий философ Готфрид Гердер.
Каждый национальный язык уникален. По своему лексическому составу и способам выражения казахский язык достаточно богат. Дар красноречия присущ казахам исстари, у народа всегда почиталось и сегодня ценится мастерское, искусное владение словом.
Казахский язык является не только хранителем всего богатства древней культуры, но и ядром современной казахстанской языковой полиэтнической среды. С первых лет независимости в стране проводится гармоничная языковая политика, учитывающая интересы всего народа Казахстана, которая обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов страны, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Одним из важных направлений работы Министерства науки и высшего образования как раз является языковая политика, передает Azattyq Rýhy.
В прошлом году был проведен ряд мероприятий в сфере развития государственного языка. Издано 20 учебников (3000 экз.) на казахском языке для вузов и технических и профессиональных учебных заведений. Проведено 63 мероприятия, посвященных 150-летию Ахмета Байтурсынова.
Кроме того, осуществлялся мониторинг регулярных и основных официальных интернет-ресурсов. В 2022 году пересмотрено 10 тысяч тестовых заданий Казтеста. Постановлением правительства утверждены знак «За вклад в обучение на родном языке» и знак «Ахмет Байтурсынулы». Правительство Республики Казахстан создало Комиссию по реализации государственной политики. Курсы языковой подготовки и другие проводятся на регулярной основе.
В рамках предвыборной платформы Глава государства поручил вести работу по дальнейшему развитию и стимулированию практического использования государственного языка, одновременно решительно противодействуя любым формам дискриминации по языковому признаку.
В рамках реализации этой задачи Министерством планируется принятие ряда мер.
«Будет разработан проект концепции реализации языковой политики на 2023-2028 годы, внесены дополнения в нормативные правовые акты по вопросу предупреждения языковой дискриминации, проведены региональные семинары, разработаны методические рекомендации по не угнетению прав граждан по языковым признакам, а также свободно владеющих государственным языком. Организуются публикации в СМИ о представителях этносов», - сказал С. Нурбек.
Кроме того, по его словам, в 2023 году будет реализован ряд задач языковой политики. К ним относятся заседания Комиссии по реализации государственной языковой политики при Правительстве РК, Государственной терминологической комиссии при Министерстве науки и высшего образования РК, профилактический контроль государственных органов, республиканские конкурсы и мероприятия, направленные на расширение сфера государственного языка, а также документооборот на государственном языке и в сети Интернет – мониторинг официальных сайтов ресурсов.
Все задачи главы государства, предусмотренные в рамках предвыборной платформы, декомпозированы в концепции развития образования и науки на 2022-2026 годы, а также в плане развития министерства на следующий период.
«Для реализации данных Главой государства поручений, а также приоритетных задач в рамках направлений Министерства предстоит немалая работа. Мы знаем, что по некоторым вопросом проводится работа не на должном уровне и необходимо усилить работу. Поэтому призываю всех коллег скоординировать действия и активизировать работу по данным вопросам», - сказал в завершении выступления С. Нурбек.
Выступивший на заседании коллегии председатель Комитета науки Дархан Ахмед-Заки также отметил, что развитие науки и инноваций является одним из основных приоритетов нового экономического направления развития.
Несмотря на ряд реформ, проведенных в Казахстане, за последние 30 лет наука так и не стала основным драйвером экономического развития и роста благосостояния граждан.
«Чтобы технологически модернизировать экономику в новых условиях, необходимо обновить научную модель. И здесь необходимо опираться на новые подходы и международный опыт», - сказал Д. Ахмед-Заки.
По его мнению, система отечественной науки продолжает развиваться в парадигме «мобилизационной модели» и практически полностью зависит от государственного финансирования.
В результате, несмотря на неуклонный рост расходов на науку, основным недостатком модели мобилизации науки является то, что 82 % расходов приходится на фундаментальные и прикладные исследования, и только 18 % – на опытно-конструкторские работы.
По мнению главы комитета, проблем в отечественной науке еще хватает. Для их поэтапного решения необходимо обратить внимание на следующие приоритеты:
Также необходимо оптимально планировать долгосрочное научно-техническое развитие.
«В предстоящий период приоритетные научные направления будут исходить из международных тенденций и национальных задач. Приоритетные направления: медико-биологические исследования, «зеленые» технологии и энерго-эффективность, технологии для ГМК и переработки сырья, новые материалы, икт, автоматизация производств, агропромышленная наука, социально-гуманитарные и естественные науки. Для развития имеется научный потенциал», - сказал Д. Ахмед-Заки.
По его мнению, научная экосистема работает по сетевому принципу, и тренды задаются «не сверху», а «снизу» благодаря участию максимального количества игроков. Массификация спроса на науку за счет бизнеса и предложения НИОКР, с другой стороны за счет университетской науки, обеспечивает связь науки и производства, низкую себестоимость инноваций и быстрое обновление идей и кадров, коммерциализацию технологических разработок.
Для решения проблем правительством приняты необходимые стратегические документы с определенными мероприятиями для развития отечественной науки и кадрового потенциала.
Глава комитета также коротко доложил о реализации нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».
По его словам, по 4 ключевым направлениям блока «Наука» предусмотрено 4 задачи, 7 показателей и 27 конкретных мероприятий.
В рамках укрепления кадрового потенциала науки, поставлена задача увеличения численности сотрудников научной сферы в 1,5 раза до 2025 года. Также запланирован прирост количества ученых и молодых ученых на 50%. Заработная плата ученых увеличена в 2 раза, введено прямое финансирование НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями.
Министерством на 2023-2025 годы объявлены три конкурса на грантовое финансирование: по проекту «Жас ғалым» с бюджетом 3 млрд тенге; конкурс молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы с бюджетом 9 млрд тенге; а также общий конкурс на 2023-2025 годы с бюджетом 74 млрд тенге.
В целом, финансирование науки выросло на 70% за три года.
Второе направление – повышение конкурентоспособности научной экосистемы.
В этих целях для модернизации материально-технического оснащения подведомственных организаций выделено 1,7 млрд тг. Доля обновления оборудования в 2021 году составила – 13,7%.
По третьему направлению запланирован рост расходов предпринимательского сектора на НИОКР до 50% от общего объема затрат и долю коммерциализированных проектов до 30%. Также запланирован прирост патентной активности на 30% в рамках НИР.
По направлению «совершенствование администрирования науки» внедрены механизмы формирования приоритетных научно-технических задач отраслей (ПЦФ) в соответствии с приоритетами развития РК.
Разработана и принята Концепция развития науки РК на 2022-2026 годы, в рамках которой предусмотрена пошаговая реализация мер и задач Нацпроекта. С 2022 года начата практическая реализация изменений в Закон «О науке».
Выделено финансирование научным институтам, осуществляющим фундаментальные исследования, что позволяет обеспечить бесперебойную работу и постоянное финансирование таких организаций, как институты языкознания, философии, истории, археологии, ядерной физики, биобезопасности, генетики. Ранее эти институты не получали постоянного финансирования и зависели только от результатов конкурсов.
В базовое финансирование включена оплата труда ведущих ученых; увеличена до 5 лет длительность государственного финансирования научных, научно-технических проектов и программ; введен институт апелляции решений ННС; утверждена нормативная база прохождения научных стажировок. Утверждены нормы финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования. Создана Апелляционная комиссия, которая осуществляет работу согласно Положению об апелляционной комиссии.
В 2022 году всего Министерством науки и высшего образования проведено 7 конкурсов ГФ и 1 ПЦФ. В результате конкурсов МНВО РК, по грантовому финансированию реализуются 2003 проекта, по программно-целевому финансированию - 66 научно-технических программ.
Вся информация по реализованным и реализуемым научным, научно-техническим проектам и программам за период 2018-2022 годы опубликована на сайте НЦГНТЭ.
Успешно реализовано более 150 проектов, направленных на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности (далее – РННТД) по линии АО «Фонд науки».
«Вклад науки в экономику оценивается по 4 основным факторам. Доходы от реализации инновационной продукции в результате проектов коммерциализации составили 22,6 млрд тенге. Объем уплаченных налогов составил 5,7 млрд тенге. Создано более 1400 новых рабочих мест. Объем экспорта составил 402,2 млн тенге», - сказал Д. Ахмед-Заки.
В 2022 году проведен новый конкурс на коммерциализацию РННТД. Создан специализированный Национальный научный совет по коммерциализации РННТД, по решениям которого к финансированию на 2022-2024 годы одобрено 72 проекта.
По мерам налогового стимулирования частных инвестиций в НИОКР подготовлены предложения по предоставлению супервычетов до 150% для субъектов предпринимательства, финансирующих НИОКР и развитие научных центров по опыту Сингапура, Южной Кореи, Китая. Конкретные нормы по ставкам налоговых льгот и механизмам налогового администрирования прошли обсуждения в Правительстве и предлагаются для внесения в Налоговый и Предпринимательский кодекс уже в этом году.
«Полагаем, что внедрение налоговых льгот для бизнеса позволит увеличить долю частного сектора в науку до 60-70% в ближайшие 3-5 лет, а размер общего финансирования НИОКР до 1% от ВВП», - сказал Д. Ахмед-Заки.
По его словам, ежегодно в ведущих научных центрах мира будут проходить стажировку 500 казахстанских ученых. В 2021 году 416 ученым присуждены гранты на прохождение научных стажировок в 109 ведущих центрах и вузах 24 стран мира, из которых выехали в 2022 г. – 337 ученых.
5 октября 2022 года принято Постановление Правительства РК № 791 «Об утверждении Правил отбора претендентов и прохождения научных стажировок». Постановление предусматривает порядок организации и осуществления отбора претендентов для прохождения научных стажировок в ведущих зарубежных организациях высшего и послевузовского образования, в научных центрах и иных организациях.
А также, согласно приказу МНВО РК от 14 декабря 2022 года №188 «Об утверждении сроков приема документов и проведения конкурса для участия в конкурсе на прохождение научной стажировки» утверждены сроки приема документов:
По состоянию на сегодняшний день общее количество зарегистрированных и в процессе регистрации претендентов составляет 67 человек.
Также, по мнению главы комитета, вузам необходимо пересмотреть образовательные программы в части интеграции обучения с исследованиями на ранних курсах – НИРС, НИРМ, НИРД. Измерение научных достижений осуществлять на основе Интегрального GPA.
«Основным моментом является достижение самодостаточности технологических парков при университетах. Продвижение Технологических Инициатив. Цель Комитета науки поддержка технологии и самих организаций на всех уровнях технологической готовности и продвигать ее вверх по уровню от исследований до производства», - сказал Д. Ахмед-Заки.
В следующем материале мы остановимся на конкретных задачах научного сообщества, определенных на 2023 год.