«Продуманная стратегия вместо одержимости рейтингами»: что изменится в работе вузов
Казахстан стремится перенимать лучшие зарубежные практики, в том числе, опыт Японии и Южной Кореи
Главные цели, которые преследуют инициативы академического превосходства последних лет, – вхождение в ведущие рейтинги университетов. В то же время стратегии превосходства, построенные на гонке за рейтингами, имеют и серьезные недостатки. Одним из наиболее ярких примеров стал Китай, где появилось существенное расслоение между «богатыми» и «бедными» вузами, а также наблюдается утечка мозгов, передает Azattyq Rýhy.
В этой связи министр Саясат Нурбек отметил страны с принципиально иным подходом. «Южнокорейские и японские программы, запущенные в 1999 и 2002 годах соответственно, сделали ставку на кооперацию с сильными американскими и британскими университетами и научными организациями, обеспечение академической свободы и усиление интернационализации». Но не только.
«Стратегии академического превосходства удивительным образом отражают три миссии современного университета – служить образованию, науке и обществу. Каждая из этих стратегий актуальна для Казахстана, имеет свои преимущества и недостатки. Исходя из ограниченности ресурсов и разного уровня готовности самих вузов, очевидно, что подходы по наращиванию академического превосходства вузов должны быть дифференцированными и поэтапными», - сказал С. Нурбек.
По его словам, указанные стратегии академического превосходства включают следующие основные направления в разных комбинациях и приоритетности:
1) Превосходство в исследованиях через реализацию проектов НИОКР и инноваций, развитие исследовательской инфраструктуры, лабораторий, центров первоклассной науки под задачи крупных производств.
2) Превосходство в качестве образования через сотрудничество с ведущими вузами, в т.ч. международное – обмен ресурсами (программы, ППС и т.п.), совместные программы обучения, альянсы и консорциумы, филиалы вузов для повышения спроса на образование.
3) Превосходство в администрировании через автономию вуза – создание и совершенствование деятельности попечительских советов, передача активов вузов в трастовое управление, создание эндаумент-фондов согласно требованиям ведущих аккредитационных агентств мира.
4) Превосходство в сотрудничестве с работодателями и бизнесом на региональном уровне для опережающих инноваций и подготовки кадров (корейский подход).
«Главное качество университетов сегодня – абсорбция новых знаний, т.е. трансферт, адаптация и генерация новых идей и технологий, внедрение в умы и компетенции выпускников и сотрудников вузов. Классическим примером университета нового типа является KAIST (KoreaAdvancedInstituteofScience&Technology), внедривший обширную и системную работу с частным капиталом в части форсайт анализа, перспективных исследований и маркетинговой политики», - сказал С. Нурбек.
По его словам, сегодня инициативы превосходства – это набор базовых элементов в организации вуза, наличие одного или нескольких позволяет говорить о совершенстве в том или ином направлении.
По мнению министра, для достижения академического превосходства в казахстанских вузах, модернизации деятельности вузов в соответствии с лучшей мировой практикой нужна государственная поддержка, комплексная государственная программа развития академического превосходства. Но и этого недостаточно. Опыт показывает, что есть барьеры и в самих вузах. Это не только ограничения в ресурсах.
Само понимание академического превосходства у вузов разное, разный уровень готовности, развития, специализации вузов. Поэтому наиболее оптимальным представляется продуктовый подход, т.е. ориентация на внедрение базовых элементов превосходства или получение конкретного продукта трансформации, как основная задача проектов ЦАП:
1) Для повышения качества высшего образования и привлекательности вузов для студентов (План А):
- открытие филиалов ведущих зарубежных вузов (МИФИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, deMontfortUniversity, Новосибирский госуниверситет),
- создание консорциумов вузов,
- создание отраслевых школ международного уровня (IT, аграрных и т.п.) совместно или под управлением ведущего вуза-партнера (Петропавловск и др.),
- совместные программы – образовательные, обмена студентами/ППС, административной трансформации.
Конечная цель (KPI) – повышение позиций в международных рейтингах вузов и количества студентов, в т.ч. иностранных.
2) Для превосходства вузов в научных исследованиях (План В)
- создание исследовательской лаборатории общего пользования и специализированных лабораторий национального уровня, в том числе для водородной энергетики, STEAM-лаборатории и т.п.
- создание технопарков, академгородков при вузах и индустриально-инновационных зонах.
Конечная цель (KPI) – рост научно-инновационной активности (количество публикаций, цитируемости, доля расходов на НИОКР).
3) Для совершенства в управлении и устойчивом финансировании (План С)
- создание независимых Попечительских советов по образцу ведущих университетов мира,
- создание эндаумент-фондов – превосходство в привлечении ресурсов,
- передача в трастовое управление активов вуза – обеспечение гарантий устойчивости и преемственности в управлении на долгосрочной основе.
Конечная цель (KPI) – аккредитация в ведущих аккредитационных агентствах мира (NECHE и др.)
1) Превосходство в третьей миссии «университет – для общества» (План D)
- создание центров компетенций и форсайт-школ на базе региональных вузов– превосходство в понимании потребностей экономики региона в кадрах и инновациях,
- разработка региональных стандарта и карт потребностей в профессиях (Атласа профессий) – превосходство в понимании необходимых квалификаций на региональном уровне и кастомизации образовательных программ.
Каждый вуз, претендующий на участие в инициативах превосходства и государственную поддержку, может выбрать 2-3 продукта, исходя из своих потребностей и возможностей.
Нужно отметить, что сегодня План А (Интернационализация и массификация образования) уже успешно реализуется вузами самостоятельно.
План В (Наука) потребует значительного финансирования, без господдержки здесь не обойтись. В бюджете на эти цели помимо средств на проекты ЦАП предусмотрены т.н. мегагранты до 4 млрд тенге. Также планируются поправки в законодательство по налоговым и инвестиционным преференциям для частных инвестиций в университетскую науку.
План С (устойчивое управление) также потребует поддержки государства, главным образом, институционального характера – принятия отдельных законодательных норм по фондам целевого капитала (эндаумент-фондах), трастовом управлении активами вуза, а также мер стимулирования, в т.ч. налоговых льгот, и т.п.
План D (Третья миссия) частично уже реализуется в рамках проекта «Мамандығым болашағым» по разработке региональных Атласов будущих профессий и опережающей подготовке кадров. Он также потребует институциональных изменений, включая принятие отдельного закона о профессиональных квалификациях и норм финансовой поддержки. Для реализации третьей миссии вузов в отношении инноваций и взаимодействия с бизнесом, вероятно, потребуется время.
Президент К. Токаев особое внимание уделяет развитию отечественной науки.
По итогам 2022 года сделано немало. Однако предстоит сделать еще больше для достижения конкретных результатов.
В реализацию поручения Главы государства по повышению статуса ученых, повышена их заработная плата, численность ученых и исследователей на сегодня выросла в 1,5 раза. На 70% увеличено финансирование науки.
Для повышения качества научных институтов приобретено 800 наименований современного научного оборудования.
27% проектов коммерциализированы. Выделены 1014 грантов молодым ученым и постдокторантам.
Приняты 12 НПА по совершенствованию и администрированию науки. Принята Концепция развития науки РК на 2022-2026 гг. 27 мероприятий реализуются в рамках Нацпроекта.
Также проведена работа по укреплению кадрового потенциала. Как всем известно, в прошлом ученые не получали стабильную зарплату. Наличие зарплаты зависело от результатов конкурсов. Средняя зарплата ученых составляло 152 тыс. тенге. Это 72% от средней по экономике.
На сегодня зарплата ведущих ученых (1 200 чел.) включена в базовое финансирование. Введено прямое финансирование 11 НИИ с полным содержанием. Увеличена зарплата ученых. Средняя – 257 тыс. тенге, максимальная – 1,5 млн тенге. Увеличилось финансирование – в 3,5 раза. Конкурсы будут проводиться ежегодно.
«Проведена большая работа по укреплению роли Национальной Академии наук и приданию ей государственного статуса. Внесены изменения в Закон «О науке», решены вопросы бюджетного финансирования НАН РК, Правительством установлены пожизненные стипендии академикам пенсионного возраста в размере 60 МРП, проведены подготовительные работы по ремонту здания «ҒылымОрдасы», - сказал С. Нурбек.
По его словам, с 2016 года Фондом науки проведено 3 конкурса (в 2016, 2017, 2018гг.) на грантовое финансирование проектов коммерциализации РННТД, по итогам которых поддержан 151 проект. Привлечено 6,7 млрд тг. частного финансирования. На конец 2022 года сумма доходов от продажи инновационной продукции и оказания услуг составила 24,9 млрд тг, объем экспорта продукции по 15 проектам составил 402,2 млн тг.
Стоит отметить, прирост показателей по продажам в 2022г. составляет 8,5 мдрд тг, что показывает положительную динамику относительно 2021 года, где прирост составил 8,3 мдрд тг.
«В целом, от реализации наукоёмкой продукции в бюджет в виде налоговых платежей выплачено более 5,7 млрд тг. Создано 1419 рабочих мест. Начиная с текущего года, мы начнем формирование национальной инновационной системы. Через программу акселерации на уровне отраслей и регионов будут созданы офисы коммерциализации технологий», - сказал С. Нурбек.
По его словам, чтобы обеспечить вклад науки в экономику страны, министерством прорабатываются вопросы внедрения KPI по коммерциализации для НИИ и университетов.
Также необходимо повысить активность регионов в коммерциализации научных разработок.
В рамках своей предвыборной программы Главой государства поставлены перед Министерством ряд задач по науке.
Первое. Поэтапное увеличение финансирования прикладной науки, в том числе за счет со-финансирования научных исследований бизнесом, а также создание условий для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в частности, через выделение ежегодных грантов.
Для этого, по словам министра, будут реализованы механизмы по обеспечению прозрачности отчислений недропользователей на финансирование НИОКР и по обеспечению дополнительных налоговых и инвестиционных преференций для частных инвестиций в НИОКР.
Второе. Формирование и развитие специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков при ведущих вузах и крупных предприятиях.
Для реализации данной задачи необходимо совместно с вузами провести работу по совершенствованию деятельности эндаумент-фондов при вузах, развитию специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков, приобретению научного оборудования в рамках обновленного механизма по ПЦФ.
Третье. Разработка Закона «О науке и технологической политике». В рамках данной задачи будут созданы Национальный совет по науке и технологиям, Научно-технические советы по отраслям. Создана Рабочая группа по подготовке Концепции Закона РК «О науке и технологической политике».
В следующем материале рассмотрим приоритетные задачи развития науки.