Цифровые университеты: Саясат Нурбек – о реализации поручений Президента

Автор: Azattyq Rýhy

Важное направление – развитие цифровой архитектуры вузов

Фото: astanatimes.com; strategy2050.kz

Сегодня вузы трансформируются в цифровые университеты. Мировая практика показывает, что время громоздких университетов, большинство из которых были образованы в индустриальный период, стремительно уходит. Им на смену приходят современные, более гибкие и адаптивные образовательные платформы, передает Azattyq Rýhy.

«Все наши вузы имеют LMS-системы. Созданы виртуальные лаборатории. Широко используются массовые открытые онлайн курсы. По поручению Главы государства начата работа по обеспечению доступа студентов к мировым цифровым библиотекам», - сказал С. Нурбек.

По его словам, в середине сентября был подписан меморандум с одной из ведущих платформ онлайн образования Coursera. В рамках договоренностей прорабатываются такие мероприятия, как привлечение Courseraforcampus в Казахстан, открытие доступа для наших студентов онлайн курсам ведущих университетов мира, а также стимулирование отечественных вузов размещать собственные курсы на данной платформе.

Вузам требуется обеспечить внедрение реального механизма и по возможности студентам засчитывать кредиты освоенных онлайн курсов и дисциплин. То есть студент может самостоятельно пройти онлайн курс известного зарубежного профессора, и получить за это кредиты, которые будут обязательно учитываться при получении диплома.

На примере сетевых университетов ШОС и СНГ будет создан Сетевой университет Совета тюркских государств, это откроет возможность гражданам тюркских стран обучаться в тюркских государствах. Высшим учебным заведениям необходимо всецело вовлекаться в данный проект.

«Сегодня целью системы образования становится подготовка кадров новой формации, способных эффективно работать в условиях глобального рынка труда. Казахстан проводит целенаправленную работу по интеграции страны в международное научно-образовательное пространство», - сказал С. Нурбек.

По его словам, будет продолжена реализация Стратегии интернационализации. В рамках стратегических документов планируется работать над привлечением до 10% талантливой иностранной молодежи к 2025 году.

Вузам необходимо работать над привлечением вузов-партнеров из топ-500 международных рейтингов для реализации совместных и двудипломных образовательных программ.

По словам министра, с этого года будет функционировать постоянное Бюро ЦАПВО на платформе Казахстана.

«В реализацию поручения Президента Республики Казахстан К. Токаева к 2025 году мы проводим работу по открытию 5 филиалов ведущих зарубежных вузов. Уже сегодня созданы филиалы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби и Российского университета нефти и газа им. Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа им. С. Утебаева», - сказал С. Нурбек.

По его словам, осуществляется модель стратегического партнерства между Северо-Казахстанским университетом им. М. Козыбаева и Университетом Аризоны. Начато сотрудничество Актюбинского регионального университета им. Жубанова с Университетом Хериот Ватт (Великобритания). Также прорабатывается создание филиалов Университетов на базе ряда отечественных вузов.

В рамках государственного визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан в декабре 2022г. подписано Межправительственное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования. По данному соглашению стороны способствуют развитию сотрудничества в области высшего и послевузовского образования, расширению взаимодействия в научной сфере. Документ предусматривает обмен студентами, профессорско-преподавательским составом и научными работниками, также проведение совместных научных исследований. А именно, рассматривается обмен обучающимися до 20 человек, в том числе для обучения на бакалавриате – 14, в магистратуре – 6.

Кроме того, страны планируют расширить сотрудничество между вузами, в том числе при подготовке кадров, переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава и научных работников.

Также, по словам министра, особый акцент делается на дальнейшее развитие системы корпоративного управления. Составы советов директоров пересматриваются с учетом эффективности их деятельности. Подписан Меморандум совместно с ОО «Ассоциация «QazaqstanIndependentDirectors» в целях проведения исследований в сфере корпоративного управления для развития института независимых директоров, вовлечения экспертов Ассоциации в решение отдельных корпоративных вопросов.

Запланирована работа по повышению квалификации членов советов директоров и корпоративных секретарей вузов. По итогам проведенной работы будут внесены изменения в Кодекс корпоративного управления МНВО.

По поручению Главы государства прорабатывается совершенствование деятельности эндаумент-фондов, как основа устойчивого развития вузовской науки и инноваций.  Важным вопросом является развитие инфраструктуры вузов.

«Для развития университетской науки прорабатывается создание региональных хабов, в рамках которых будут создаваться инновационные стартапы. Будут запущены центры академического превосходства в регионах, ориентированные на потребности региона, модернизацию учебных и научных лабораторий и центров, создание стратегического партнерства с зарубежными вузами», - сказал С. Нурбек.

Также запланировано открытие новых университетов.

Актуальный вопрос — развитие Национальной модели обеспечения качества образования

Обеспечение качества образования остается всегда актуальной. Инструменты обеспечения качества образования рассмотрены не только с точки зрения количественных параметров, но и качественных. Сформирована Национальная модель обеспечения качества, которая включает ответственность государства, системы внутреннего и внешнего обеспечения качества.

«Как вы знаете, мы внедрили принципы Болонского процесса. Поэтому качество отечественного высшего образования сейчас определяется по европейским стандартам. В ESG указано, что основным органом, ответственным за обеспечение качества является сам университет, который придерживается принципов ESG», - сказал С. Нурбек.

По его словам, министерством разработано Руководство по обеспечению качества. Он будет использован организациями образования, аккредитационными органами, государственными органами в качестве документа, регулирующего системы внешнего и внутреннего обеспечения качества образования.

Основным инструментом внешнего обеспечения качества является аккредитация. Усилена ответственность аккредитационных органов за принимаемые решения. Впредь аккредитационные органы, аккредитовавшие некачественные вузы будут исключаться из реестра. Продолжается работа по профилизации процедур аккредитации. Аккредитационными органами пересмотрены стандарты, стратегии агентств.

Кроме того, Министерством инициировано утверждение специализированного стандарта аккредитации педагогического образования. Этот стандарт будет руководством по обеспечению качества подготовки учителей в вузах. За последние годы закрыто 16 вузов, не обеспечивших качественное образование. С учетом прогнозного увеличения контингента студентов до 800 тыс. человек к 2025 году и внедрения новой регуляторной политики «с чистого листа» полагаем сконцентрироваться на профилактических мероприятиях.

В рамках сегодняшней коллегии запланирована отдельная секция по разъяснению новшеств регуляторной политики «с чистого листа».

В системе сертификации квалификаций миссия вузов заключается в признании неформального и информального образования, участие в разработке отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, разработка и актуализация образовательных программ с учетом региональной карты профессий.

«В мае 2020 года в ходе заседания Национального совета общественного доверия Глава государства дал поручение сделать ряд вузов точками роста в регионах, развить программы академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Следует отметить, что с 2022 года Казахстан по сути приступил к переходу на новую, т.н. открытую модель науки, принятую сегодня во всех странах с успешной наукой», - сказал С. Нурбек.

По его словам, предложенная еще в 1945 году в США В.Бушем, советником Президента США Ф.Д.Рузвельта, открытая рыночная модель науки включает 3 базовых элемента – экономическое, прежде всего налоговое, стимулирование бизнеса для инвестиций в НИОКР, устойчивое развитие университетской науки через эндаумент-фонды и создание Национального научного совета для определения научно-технической политики на сменяемой основе вместо академии наук.

В общей сложности с 2000 года в более 30 странах мира реализуется около 40 инициатив академического превосходства. В них щедро инвестируются деньги – в сумме около 60 млрд долларов США в год.

«Главные цели, которые преследуют инициативы академического превосходства последних лет, – вхождение в ведущие рейтинги университетов. В то же время стратегии превосходства, построенные на гонке за рейтингами, имеют и серьезные недостатки», - сказал С. Нурбек.

Так, по его словам, опыт Китая выявил ряд негативных последствий:

  • усиление неравенства между хорошо финансируемыми вузами и менее обеспеченными;
  • «утечка мозгов», т.е. переманивание талантливых ученых в элитные вузы;
  • снижение разнообразия курсов, закрытие «слабых» программ с невысокими показателями цитируемости и даже факультетов, чтобы с большей вероятностью привлечь государственное финансирование. Уже сейчас в вузах-участниках 77% предлагаемых программ относятся к STEM;
  • искусственная накачка показателей цитируемости за счет «теневых ученых», уже имеющих успешные публикации в англоязычных журналах. Теневые сотрудники, как правило молодые ученые и аспиранты, зачастую даже не появляются на территории кампуса, а их рабочие контракты являются «номинальными».

Перекосы и недостатки оказались свойственны всем подобным кейсам. Поэтому практика одержимости рейтингами постепенно уходит и уступает место более продуманным стратегиям.

В следующем материале рассмотрим примеры Японии и Южной Кореи.