Арендовать землю нельзя, но можно просто купить долю в компании аграрного сектора
Село Озен Зерендинского района Акмолинской области находится в 40-50 км от Кокшетау. На первый взгляд в нем нет ничего примечательного: обычная глубинка. Однако, именно здесь в последние годы разворачиваются едва ли не шекспировские страсти, участником которого стал гражданин Южной Кореи Пак Чонг Хён, передает Azattyq Rýhy.
Green Asia: начало
Гражданин Южной Кореи Пак Чонг Хён – респектабельный инвестор. По крайней мере так считают полицейские Акмолинской области, судьи и прокуроры. По их данным, в Казахстан мистер Пак, как его именуют жители села Озен, прибыл в 2011 году. Тогда он приехал в Алматы с целью осуществления предпринимательской деятельности. Здесь он зарегистрировал ТОО «Алимхан Агро».
Однако на теплом юге он не остался, а в 2014 году купил 49% акций ТОО «Green Asia», зарегистрированного в селе Раздольное (ныне Озен) Акмолинской области. Эта компания занимается выращиванием зерновых и зернобобовых культур, а также семеноводством. Вторым учредителем компании стал казахстанец – Олег Хан.
Компания существовала с 2012 года. Как утверждает Олег Хан, он вложил в нее средства от продажи строительного бизнеса. Кроме того, в 2013 году ТОО «Green Asia» получило в «ЦентрКредит Банке» заем на сумму 300 млн тенге.
А в 2014 году после покупки доли компании Пак Чонг Хён, по его словам, инвестировал в ТОО «Green Asia» 10 млн долларов, которые он якобы перевел со своего счета в Korea Exchange Вank.
Иллюстративное фото
В первое время работа в компании горела: была построена нефтебаза, зернохранилище, закуплена техника, в том числе комбайны и трактор. До 2017 года дела у ТОО шли в общем-то хорошо. Все изменилось, по словам местных жителей, с приездом брата южнокорейского инвестора, которого они называли доктор Пак. Гость из Сеула огорошил работников ТОО новостью – в этом году все поля будут засеяны семенами подсолнуха.
«Он сказал, что всю зиму считал и надо сеять семечки – у нас будет прибыль. Ему пытались объяснить и директор Олег Хан, и главный агроном Серикжан Жамбырбаев и даже механизаторы, что так не делается. Это не приемлемо. У любого спросите. Раньше всегда сеялось как: немного ячменя, немного рапса, всего понемножку. Потому что никто не может сказать, какой будет климат», - рассказывает жительница Озена Айсулу Бектемирова.
Однако, визитер голосу разума не внял и настоял на том, чтобы засеять все подсолнухом. Результат эксперимента был плачевным – урожай не удался, несмотря на то, что поля обрабатывались и удобрялись.
Вину за неудачу возложили на Олега Хана. В результате он был вынужден уйти с должности директора предприятия. При этом он продал свою долю Паку Чонг Хёну.
Как рассказывают бывшие работники ТОО «Green Asia», жители села, с этого момента у предприятия начались проблемы. Новое руководство компании не выплачивало кредиты в банки, начались задержки заработной платы, проблемы с поставщиками.
А еще доктор Пак взял в аренду земли под Капчагаем, где планировалось выращивать лук. По свидетельству Снежаны Богатовой, работавшей поваром, эта затея обошлась южнокорейским предпринимателям в круглую сумму. Только на зарплаты, как утверждает женщина, ежедневно уходило по 3 млн тенге. Вот только и здесь инвесторов ждало разочарование – лук не уродился.
Уголовное дело
В 2018 году Олег Хан вернулся в компанию: суд признал сделку купли-продажи доли недействительной и вернул все в первоначальное состояние. Олег Хан вернул Паку деньги и снова возглавил компанию, получив назад долю в предприятии.
«Когда он вернулся, он нас собрал, сказал, что снова начнем работать. Однако, ситуация, конечно, была не радужной: технику предыдущие управляющие распродали, трактор «Buhller», доктор Пак перегнал в Капчагай. Когда вскрыли склады, там оказалось пусто – запчастей, хранившихся там, уже не было», - вспоминает Снежана Богатова.
Бардак царил и в бухгалтерии. Части бухгалтерских документов просто не нашли.
«Когда Олега Викторовича уволили, я сама видела, как новые управленцы вытащили из бухгалтерии мешок с бумагами, облили бензином и подожгли», - рассказывает Снежана Богатова.
И все же Олег Хан попытался возродить предприятие. Как рассказывают сельчане, он искал инвесторов, пытался договориться о новых инвестициях.
А в 2019 году в отношении директора возбудили уголовное дело по обвинению в хищениях. В феврале 2022 года Олег Хан был осужден на 8 лет лишения свободы. И это при том, что, как говорит его адвокат Маулен Алимбаев, состава уголовного правонарушения в этом деле нет и не могло быть – все это сугубо гражданско-правовые отношения.
«Органом уголовного преследования гражданский корпоративный спор о распределении дохода в результате осуществленной предпринимательской деятельности между участниками юридического лица переведен в уголовную плоскость. И по итогам этого «расследования» гражданско-правовых обстоятельств Хан О.В. был обвинен якобы в хищении денежных средств, которые были в обороте принадлежащего ему ТОО, а также в невозврате им заемных денежных средств, по которым имеется Медиативное соглашение исключающие какие-либо имущественные претензии по заемным средствам к Хан О.В.», – говорится в кассационной жалобе.
Инвестор-турист
Впрочем, это дело интересно не только нарушениями со стороны следствия, как это утверждает защитник Олега Хана. В этой истории есть еще пара нюансов.
Первый касается личности гражданина Южной Кореи Пака Чонг Хёна. Как указывается в приговоре, мы акцентировали на этом внимание в самом начале, он прибыл в Казахстан в 2011 году с целью ведения предпринимательской деятельности. Тогда он открыл в Алматы фирму. А в 2014 году приобрел долю в ТОО, владеющем землями сельхозназначения на праве долгосрочной аренды.
А теперь внимание. Согласно данным Комитета миграционной службы МВД РК, «иностранный гражданин Пак Ч.Х. на территории Казахстана находился по туристической визе». То есть мистер Пак не имел статуса бизнес-иммигранта.
«В законодательстве Казахстана прописан запрет на создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов. То есть Пак Чонг Хён не имел права становится учредителем ТОО «Green Asia», - говорит Маулен Алимбаев.
Таким образом, гражданин Казахстана Олег Хан был осужден по заявлению гражданина Южной Кореи, который сам является правонарушителем. Более того, как следует из ответов на адвокатские запросы, данные налоговыми органами, Пак Чонг Хён не оплачивал никаких налогов в бюджет.
Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом он перевел около 6 млн долларов, о чем говорится в приговоре по делу Олега Хана, из Korea Exchange Вank в Казахстан? Легальные ли это средства? Получается, что Нацбанк и компетентные органы не отслеживают перемещения таких значительных сумм? Если это так, представляете, какое благодатное поле для финансирования экстремизма в Казахстане?
Что еще более удивительно, ни суд, ни прокуратура, ни полицейские, которым Пак Чонг Хён самолично признался в экономической контрабанде, то ли предпочли не заметить пикантный нюанс, то ли не заметили этой подробности, что заставляет усомниться в их эрудированности.
В любом случае, надо полагать, новому председателю Верховного суда Асламбеку Мергалиеву стоит обратить внимание на это весьма странное дело.
Земельный вопрос
Второй нюанс, который возникает в связи с этим делом, касается пресловутого земельного вопроса.
Как известно, в мае 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам земельных отношений». В соответствии с ним, устанавливается полный запрет на продажу и передачу в аренду земель сельхозназначения иностранцам и иностранным компаниям, казахстанским компаниям с иностранной долей, лицам без гражданства, научным центрам с международным участием, а также кандасам (казахам-репатриантам).
Уникальность ситуации в том, что гражданин Южной Кореи Пак Чонг Хён в 2014 году купил долю в компании уже имеющей в долгосрочной аренде земли сельскохозяйственного назначения.
Получается, что иностранцы имеют своего рода лазейку в законодательстве. Арендовать землю нельзя, но можно просто купить долю в компании аграрного сектора и, вуаля, ты – арендатор.
Самое интересное, что Пак Чонг Хён хотел пойти дальше и через суд заполучить акции Олега Хана, аргументируя это состоявшимся приговором. К сожалению для «инвестора», суд отказал ему в принудительной передаче доли.