В Алматы суд рассматривает дело о финансовой пирамиде
В ходе судебного процесса прокурор Ерлан Куланбаев зачитал обвинение и рассказал о роли вайнеров Туребаева и Шерниязова в финансовой пирамиде, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Nur.kz.
По словам прокурора, подсудимый Курмангалиев разработал преступный план, в который посвятил своего родственника Мансурова. Так было создано ТОО «Astex».
«Курмангалиев осознавал, что для получения выгоды необходимо постоянно увеличивать число вкладчиков. Понимая, что финпирамида будет пользоваться интересом населения, посвятил в планы своих знакомых, заинтересовав их материально. Часть прибыли направлял на обогащение ранее обратившихся вкладчиков, вводя в заблуждение граждан», - сообщил прокурор.
Кроме того, для вкладчиков предусматривались бонусы за привлечение новых лиц. Им обещали, что деньги будут вкладываться в тендерные проекты, и даже представляли придуманные прогнозы будущих тендеров. Так, сообщил прокурор, были заключены договоры на более чем 2 млрд тенге. Позднее были приняты меры по созданию других ТОО, были привлечены другие лица - Бурканов, Ча, Касенов, Саидбаев, Шерниязов и так далее.
«Указанные лица, осознавая противоправность предлагаемых действий, дали свое согласие на участие в финансовой пирамиде», - заявил гособвинитель.
По данным обвинения, было создано новое ТОО - «Mudarabah Capital». Компания использовалась как инструмент для привлечения денег вкладчиков. Между «Mudarabah Capital» и «Astex» был заключен договор, который свидетельствует о том, что «Mudarabah Capital» было структурным подразделением «Astex».
Бурканов стал директором «Mudarabah Capital» и вошел в состав учредителей.
«В сентябре 2020 года Саидбаев, Шерниязов и другие обратились к Туребаеву, имеющему более 1 млн подписчиков в соцсетях, с целью популяризации финансовой пирамиды. Ему обещали вознаграждение и посвятили в свои планы. Туребаев вступил в ОПГ, осознавая противоправность поступившего предложения и будучи уверенным, что в случае провала пирамиды он сможет уйти от уголовной ответственности», - заявил гособвинитель.
Туребаева, по словам прокурора, включили в состав учредителей. Каждый из них имел практически равные доли участия в уставном капитале. Так, Туребаев имел, по версии прокурора, долю в 11%. Также гособвинитель сообщил, что вайнер публиковал видеоролики, в которых «имеются высказывания, направленные на побуждение людей вкладывать средства».
Проводилась широкая рекламная кампания, а полученные средства уводились в теневой оборот и распределялись. По словам прокурора, порядка 110 млн тенге были выплачены в качестве дивидендов учредителям. Более 44 млн составила заработная плата, бонусы и премии работникам.
Подсудимые в большинстве своем не признали вину, некоторые признали ее лишь частично. Курмангалиев сообщил, что частично не признает вину, но признает, что зарегистрировал компанию. Бурканов отметил, что не согласен с тем, что в его действиях был умысел. Шерниязов заявил, что не признает свою вину. Туребаев также не признал вину.