Школы, способствующие укреплению здоровья: как развивается проект в Казахстане?

Смагулов Амир
25.12.2022, 10:27

Проект помогает формировать здоровый образ жизни среди детей

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества. Поэтому, по словам исполняющей обязанности председателя правления Национального центра общественного здравоохранения Жанар Калмаковой, необходим детальный анализ состояния здоровья школьников, чтобы принимать адекватные меры на государственном уровне. Важно к этому процессу также привлекать родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и образования. Именно поэтому уже много лет в Казахстане реализуется проект по созданию школ, способствующих укреплению здоровья. О том, как они работают и какие проблемы решают, читайте в материале Azattyq Rýhy.

«Люди – главная ценность нашей страны. Поэтому справедливое распределение национальных богатств и предоставление равных возможностей каждому гражданину – ключевая цель наших реформ. Гармоничное развитие общества возможно только при условии обеспечения здоровья нации», - заявил в ходе послания народу Казахстана 1 сентября 2022 года Президент Касым-Жомарт Токаев.

Следует признать, здоровая нация начинается в первую очередь со здоровых детей. Однако цифры здесь пока неутешительные. По данным национального отчета эпидемиологического надзора за детским ожирением, питанием и физической активностью, проведенного в 2020 году, распространенность избыточной массы тела или ожирения у детей в возрасте 6-9 лет составила 20,6%. Детей с ожирением – 6,6%, включая 1,6% детей с чрезмерным ожирением. Избыточная масса тела и ожирение более распространены у мальчиков – 23,6% и 8,7% соответственно, чем среди девочек – 17,6% и 4,6%.

По данным второго национального исследования по мониторингу поведения школьников в отношении своего здоровья и благополучия, ежедневная физическая активность не менее 60 минут выявлена у 32,4% школьников, и имеет тенденцию к снижению к 15 годам, что особенно выражено у девочек.

«В целом мальчики в большей степени физически активны, чем девочки. Доля детей, которые ежедневно два часа и более в будний день проводят перед экранами телевизоров или за просмотром видео, в том числе на таких веб-сайтах, как YouTube, составляет 36,9%. Больше половины подростков –  56,5% проводят два часа и более в день за общением в социальных сетях», - рассказывает Калмакова.

По ее словам, у 16,6% подростков 11-15 лет выявлены признаки возможной депрессии, однако к 15 годам их количество увеличивается в 1,8 раз – до 21,8%. При этом по тем же исследованиям, один раз и чаще буллингу в школе подвергались в два раза больше детей – 17,5%, а самая высокая доля жертв буллинга среди детей 11 лет.

Как мы все знаем, школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной. Если говорить про европейскую сеть школ, способствующих укреплению здоровья, то она существует более 19 лет и во многих государствах показала значительный прогресс в усилении сотрудничества между образованием и здравоохранением в обеспечении здоровья.

Казахстан стал официальным членом этой сети с мая 1999 года. В 2017 году в стране в пилотном режиме внедрили проект в шести школах Мангистауской, Кызылординской областей, а также в городах Астана и Алматы. Если же брать общую статистику, всего в Казахстане насчитывается 7550 школ, из которых 2288 – городских и 5262 – сельских. В них обучаются более 3,5 млн школьников, что составляет 18,2% от общего населения страны. Из общего числа школ в проекте участвуют 17%.

«За последние 5 лет количество школ, способствующих укреплению здоровья (ШСУЗ) достигло 1201. В рамках реализации проекта ШСУЗ предусматривается определение основных приоритетов (направлений), на основании которых обозначаются мероприятия. По данным опроса, проведенного среди школ, участвующих в ШСУЗ, выбраны следующие приоритеты в отношении охраны и укрепления школьного сообщества: физическая активность – 36,2%, правильное питание – 9,4%, улучшение санитарно-гигиенических условий – 3,8%,укрепление здоровья детей – 34,3%,формирование здорового образа жизни – 10,9%, другие  – 5,4%», - привела данные Калмакова.   

На сегодняшний день, по ее словам, уже реализован ряд ключевых мероприятий – назначены региональные координаторы реализации проекта ШСУЗ от управлений здравоохранения, проведены технические консультирования школ, участвующих в рамках расширения инициативы с участием управлений здравоохранения и образования. При этом техническое консультирование проведено при финансовой и методологической поддержке странового офиса ВОЗ. Всего техническим консультированием охвачены 838 школ по всей республике. Что немаловажно, проведена адаптация на государственный язык руководства для школ европейской сети ШСУЗ, проведены обучающие семинары для региональных координаторов образований и здравоохранений. В результате, только за 2021 год в рамках школ, способствующих укреплению здоровья, проведено 53 926 мероприятий, которыми охвачено 886 454 школьника.

«Основная цель проекта ШСУЗ – улучшить здоровье детей и молодежи путем особого внимания к школам в Республике Казахстан. Также оказать казахстанским школам поддержку в формировании здоровой школьной среды для достижения физического, душевного и социального благополучия всех участников образовательного процесса. Также способствование развитию учащихся в сотрудничестве с родителями, педагогами и медицинскими работниками», - объясняет и.о. председателя правления «Национальный центр общественного здравоохранения».

Другими словами, в школах, способствующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные, социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости. Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

«Школы, способствующие укреплению здоровья, должны стать ведущим звеном в деле укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях в интересах всего подрастающего поколения», - считает она.

Результатами реализации проектов таких школ является снижение заболеваемости ожирением среди детей на 45%, снижение заболеваемости на 100 тысяч населения болезнями эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ на 32,3%, снижение травматизма среди детей на 35,4%, и снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, среди подростков в 3-5 раз.

Вам будет интересно: