«Забыли про болезни»: как проблемы со здоровьем изменили жизнь одной семьи
Чтобы поправить здоровье, семья уехала в село и занялась фермерством
Можно ли в один момент бросить все и уехать из большого города в село? Можно, если у тебя на руках больной муж и проблемы со здоровьем у детей. Жаркын Байдилдакызы – одна тех, кто сделал осознанный выбор несколько лет назад. Она променяла жизнь в Алматы на фермерство в ауле Бекболат Алматинской области. И сегодня у нее достаточно успешный бизнес, дети и муж, забывшие о лекарствах и аллергии, передает Azattyq Rýhy.
О необходимости развития села казахстанцам всегда говорили с высоких трибун. Президент Касым-Жомарт Токаев постоянно рассказывает об этом.
«В моей предвыборной программе особое внимание уделено развитию сел. На сегодняшний день около 40% населения проживает в сельской местности. Не зря в народе говорят: «Ауыл – ел бесігі» («Аул – это золотая колыбель»). Поэтому улучшение условий жизни сельчан – дело чести для нас», - заявил глава государства на церемонии инаугурации.
Поговорим о тех, кто поднимает село. Судьбу Жаркын Байдилдакызы легкой не назовешь. Она родилась в Кызылординской области, а в 17 лет переехала в Алматы. По образованию женщина - экономист, но так получилось, что она связала свою жизнь с фермерством. И к этому пришла не просто так.
«В моей семье муж и дети очень часто болели. У мужа был обширный инфаркт, он перенес три операции. У него также был сахарный диабет, из-за этого ему пришлось поддерживать свое здоровье таблетками. И такой образ жизни, таблеточный, судя по заверениям врачей, должен был быть всю жизнь. Мы должны были постоянно контролировать его давление, уровень сахара в крови, сердцебиение. И так каждый день. Представьте себе, нужно было держать свою жизнь под контролем и пить лекарства.
Также у моей дочери двусторонняя дисплазия, она родилась с этим диагнозом. Сын у меня был аллергиком. У него была аллергия на большое количество продуктов, в том числе на молочные. Самый младший сын тоже родился с диагнозом - у него односторонняя дисплазия. Но, если у младшего дисплазия была выражена в легкой форме, то у дочери в тяжелой», - рассказывает Жаркын.
Практически все болезни, с которыми столкнулась семья, связаны с питанием. Ведь врачи постоянно ограничивали в каких-либо продуктах, сажали на диету, говорили о правильном питании для поддержания здоровья. И самая тяжелая ситуация была именно у супруга.
«Знаете, каждый наш орган имеет трехслойную пленку. Так вот у мужа все три пленки были разорваны из-за образования тромбов, плохой работы сердца и сахарного диабета. Поэтому у нас была задача - чтобы кислород хорошо поступал в кровь и обеспечивал бесперебойную и качественную работу сердца. Муж был на постоянном контроле, стоял на учете у врача и уже был готов пить всю жизнь таблетки. Но нас это, к счастью, обошло. На протяжении последних четырех лет он не принимает ни одной таблетки и чувствует себя прекрасно. А все с того момента, как мы стали осознанно правильно питаться, используя только продукты природного происхождения», - говорит женщина.
Так, начав правильно питаться, гулять на свежем воздухе и включив физические нагрузки, в один из дней было принято решение переехать всей семьей в Алматинскую область, в аул Бекболат. Здесь семья решила заниматься фермерством – завели скот, сами стали производить молочные продукты для себя и на продажу.
«У нас свое мясо, свое молоко, творог, сметана, кефир. Сейчас, например, если взять мясо, то скотина получает различные уколы, а мясо, поставляемое в магазины - это сплошная химия. Например, чтобы скотина получилась крупной, ей нередко ставят какие-то гормональные препараты, что очень вредно для человека. И, представьте, если человек будет каждый день питаться таким мясом? Со временем он приобретет «болячки» или какие-нибудь заболевания. Мы полностью за натуральные продукты, без добавления химии. Единственное, что мы покупаем, это хлеб. Остальное у нас свое. Никаких чипсов, газировки. Мои дети осознанно отказались от этого», - утверждает наша собеседница.
Благодаря правильному питанию супруг фермерши забыл про сахарный диабет, а дети – об аллергии. Однако, констатирует она, в Казахстане мало собственных производств, все живут по принципу «купи-продай», покупая зарубежную продукцию и не развивая отечественную. Это тоже одна из причин, почему женщина решила развивать собственное производство. Конечно, признается она, продукция ее семьи выше по цене, чем та, что представлена на рынках или в супермаркете. Но она экологически чистая. Она приводит пример: если обычно килограмм масла стоит 4500-5000 тенге, то она продает за 9 тысяч тенге. Хотя, с другой стороны, если искусственное молоко в тетрапакетах продается по 900 тенге за литр, то у фермеров – по 500 тенге.
«Каждое наше животное ежегодно проходит проверку, у каждого есть свой паспорт. Два раза в год они сдают кровь. И если у них выявляется болезнь, врачи говорят, что с этим делать, и, соответственно, такое мясо не продается. Конечно, мы не завод, чтобы определить количество жиров, белков и углеводов у нашей продукции. Но то, что наша продукция натуральная и от нее нет никакого вреда - это я гарантирую.
А почему масло такое дорогое? Например, чтобы сделать килограмм масла, выход молока - 30 литров. Несмотря на то, что это очень затратно и клиентов не так много, мы все равно делаем масло и продаем его. К слову, те, кто попробует наше масло и узнает его истинный вкус, больше не смогут есть искусственное масло из супермаркетов. А все потому, что наши рецепторы привыкают к натуральному. Наши клиенты, которые после нашего масла пробовали покупное заводское, приходят к нам снова и говорят: «Жаркын, до твоего масла им всем далеко», - улыбается фермерша.
Женщина уверена, если каждый человек будет правильно питаться, он будет здоров и проживет долго. Именно эту ценность ее ферма и хочет донести до казахстанцев.
Но есть и проблемы, из которых также складывается ценообразование – это очень дорогая земля, дорогие корма - зерно и сено для скота, а также отсутствие пастбищ.
«Если бы нам давали землю, мы бы расширились, пасли бы на ней скот. Для выпаса скота мы вынуждены за одну голову платить пять тысяч тенге пастуху. Представьте, как это дорого. Если бы у нас была земля, мы бы сами пасли скот. Но таких условий нет», - вздыхает она.
Женщина также добавляет, если заниматься сельским хозяйством для себя, то семье, конечно, всегда хватит. А вот развивать это направление как постоянно действующий бизнес сложно, фактически она работает в убыток. А все потому, что люди не понимают ценности настоящей, натуральной продукции. Увы, констатирует Жаркын, большинство предпринимателей ставят перед собой в качестве цели прибыль, а не здоровье.
«Да, сейчас создаются различные программы для поддержки отечественной продукции и предпринимателей, но этого недостаточно, потому что люди уже привыкли к зарубежному. Почему-то априори считается, что зарубежное всегда лучше. Хотя кто как не мы, казахстанцы, будет беспокоиться о будущем и здоровье наших детей? Разве мы нужны французам или туркам, которые сюда импортируют продукцию? Нет. Мы нужны только своим, казахстанцам. Поэтому давайте ценить отечественное, покупать натуральное и жить здорово», - завершает разговор фермерша.