«Нужны новые инициативы»: депутат – о борьбе с загрязнением воздуха в Алматы

Ахметбеков Асхат
30.11.2022, 13:35

Проблему вредных отходов, поступающих от автомобилей, нужно решать незамедлительно, считает Закиржан Кузиев

Фото: inbusiness.kz, parlam.kz

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса депутат Закиржан Кузиев озвучил запрос, который был адресован министрам индустрии и инфраструктурного развития, экологии, геологии и природных ресурсов, а также акиматам Алматы и Алматинской области, передает Azattyq Rýhy.

Обращаясь с депутатским запросом, он сказал, что Казахстан в настоящее время занимает 20-е место из 221 страны по объемам выброса углекислого газа в окружающую среду, а на душу населения находится в первой десятке.

«В Алматы ежедневно курсирует более 700 000 автомобилей. По данным Бюро национальной статистики, в городе официально зарегистрировано 508 000 автомобилей, за его пределами около 250 000 автомобилей въезжают из близлежащих районов и сел. Это сведения, которые не меняются на протяжении последних 10-15 лет. В Алматы в будние дни буквально шагу негде ступить из-за большого количества автотранспорта. Поскольку многие приезжают работать, весь день проезжая часть превращается в парковку, что затрудняет движение автотранспорта», – заявил Закиржан Кузиев.

По сей день остается нерешенным вопрос пробок по направлениям Конаев, Талгар, верхний и нижний Каскелен во время утреннего и вечернего часов пик, утверждает он.

«Выхлопные газы автотранспорта являются основной причиной загрязнения алматинского воздуха. Урбанисты бьют тревогу, что город не может принимать 700 тыс. автомобилей в сутки. Согласно простой арифметике, каждый въезжающий в город автомобиль привозит по четыре человека, помимо жителей самого города, в сутки в город въезжает и выезжает около 1 млн человек. Это значительная нагрузка для инфраструктуры и рынка труда города. Алматы занимает 5-е место среди 100 городов мира с плохой экологией. В прошлом году «Казгидромет» установил, что в Алматы предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышает в 367 раз», – отметил депутат.

Депутат напомнил о том, что глава государства Касым-Жомарт Токаев, посетивший 16 ноября Алматы с рабочим визитом, с досадой отметил проблемы транспортной инфраструктуры и экологии города. Президент акцентировал внимание на вопросах использования современного общественного транспорта, направленного на улучшение качества жизни населения, в том числе метро, LRT, BRT и запуск электропоезда сообщением Каскелен, Конаев, Талгар.

Здесь, по словам Закиржана Кузиева, возникают ряд вопросов. В частности, почему за эти 30 лет Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и акимат города Алматы не смогли решить этот вопрос?

«Теперь же: какие конкретно имеются планы по поручениям, данным Президентом? Что мешает запустить электропоезда в радиусе 100 километров в районные центры вблизи Алматы?

В Алматы концентрация загрязнения достигла 500 микрограммов на кубический метр – в 15 раз выше стандарта Всемирной организации здравоохранения. Она встречается в бензоле, алкилбензоле, фенолах и бензине автомобилей. В городе объем загрязняющих отходов, распространяемых в окружающую среду, не ниже 135 тыс. тонн в год. Население хочет знать, какие конкретно меры предпримет Министерство экологии, геологии и природных ресурсов дабы предотвратить эту катастрофу», – подчеркнул он.

По мнению мажилисмена, власти Алматы должны признать загрязнение воздуха главной проблемой в городе:

«Экоактивисты утверждают, что правдивые статистические данные не разглашаются. В настоящее время нет системы информирования населения об опасном уровне загрязнения. Мы считаем, что информация о качестве воздуха должна предоставляться населению ежедневно вместе с данными о погоде».

По данным Закиржана Кузиева, сегодня на территории города не газифицированы 3 000 домов.

«Помимо этого, в сторону Каскелена, Талгара очень много домов, которые топят печь. Если ветер дует с этого направления, дым распространяется по Алматы. Стоимость газификации пригородных сел высокая. Средняя цена для потребителя 350-500 тыс. тенге. В этой связи: какую именно помощь может оказать акимат Алматинской области потребителям?» – сказал он.

В завершении депутат обратился к акиму Алматы Ерболату Досаеву:

«Буквально вчера глава государства Токаев заявил: «Алматы – деловой, духовный, научный и туристический центр нашей страны. Поэтому мною уделяется большое внимание вопросам развития города и комфортности проживания в нем». Доказано, что основным загрязнителем воздушного бассейна города Алматы является автотранспорт, который рассеивают 65% вредных веществ, содержащихся в атмосфере. Проблему вредных отходов, поступающих от автомобилей, нужно решать незамедлительно. Следует признать, что и экологический мониторинг, проводимый в Казахстане с выделением огромных средств, и посты экологического контроля, строящиеся за счет бюджета, количество которых сейчас в Алматы достигло 19, и штрафы, налагаемые на водителей, не решают проблему. Считаем, что теперь нужны новые инициативы и системная работа.

Кто мешает нам создать и запустить скоростные поезда, как в соседнем Узбекистане, России и Китае? Такие поезда курсируют между Ташкентом и Самаркандом со скоростью 250 километров в час, преодолевают четыреста километров за 2 часа. Скоростной поезд по маршруту Пекин – Шанхай курсирует со скоростью 350 километров в час, поезд Москва – Санкт-Петербург со скоростью 240 километров в час. А скорость недавно запущенной электрички по направлению Алматы – Конаев невольно вызывает смех. На преодоление всего 65 километров уходит 2 часа. А на машине можно доехать за 30-40 минут. Делайте из этого выводы сами».

Вам будет интересно: