Педагоги-ассистенты и программы для родителей: какие условия создают для особенных детей в школах

Автор: Смагулов Амир

О вводимых новшествах рассказал министр просвещения

В Казахстане растет количество особенных детей, в связи с чем понемногу под них начинают подстраивать школьные условия. Так, в образовательных учреждениях появились педагоги-ассистенты, а для родителей разработали специальные программы. Такие же условия планируют ввести и в детсадах, передает Azattyq Rýhy.

Министр просвещения Асхат Аймагамбетов провел заседание координационного совета по вопросам аутизма. С представителями неправительственных организаций были обсуждены вопросы поддержки особенных детей и проект специально разрабатываемой Дорожной карты.

Так, планируется совместно с другими уполномоченными государственными органами, с учетом мнений и предложений специалистов, утвердить комплексный документ по работе с особенными детьми.

Во-первых, сегодня возникает вопрос по своевременному выявлению у детей расстройств аутистического спектра. В основном выявление происходит, когда ребенок приходит в детский сад. Заметив признаки аутизма, воспитатели рекомендуют родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) или в поликлинику. Что еще хуже, многие обнаруживают расстройство уже в школьном возрасте, когда ребенок приходит в первый класс. Необходимо принять все меры, чтобы аутизм у детей выявлялся своевременно, на ранней стадии, тогда будет более эффективной коррекционная поддержка.

«Второе. Оказание поддержки родителям детей с аутизмом. Когда родители узнают об особенных потребностях, они начинают искать специалистов. Важно провести работу по методикам и организовать онлайн-курсы для родителей. Мы планируем разработать несколько модулей, к примеру, вводный курс о том, что делать родителям, когда они только узнали об аутизме у ребенка, куда обращаться, какие меры принять, какую помощь можно получить, а также подготовить другие специальные онлайн-программы для родителей о том, как в домашних условиях проводить реабилитацию ребенка», - сообщил Аймагамбетов.

Министр сообщил, что в школах появилась должность педагогов-ассистентов, которые сопровождают детей в ходе обучения. Ввести таких же специалистов планируется в детских садах. Но дополнительно к этому требуется предоставление индивидуальных помощников, которые будут помогать детям с особыми образовательными потребностями во время нахождения их в организациях образования.

«Нам нужно дальше развивать ресурсные центры в детских садах и школах. Открыты уже десятки центров, теперь важно, чтобы была координация и поддержка их деятельности. Планируем в республиканском центре ввести в штат специалистов-супервайзеров, которые будут вести эту работу.

В-пятых, мы переходим с медицинской модели к психолого-педагогической модели. Понятно, что не сразу все получается. Задача наших специалистов – педагогическое, психологическое сопровождение детей. Нужно отметить, что за три года у нас почти на одну треть увеличилось количество ПМПК. Это очень серьезная динамика. Но очередь при этом все еще есть, поэтому мы в текущем году инициировали новый законопроект. В рамках этих поправок уже установлен новый норматив для открытия одного ПМПК на 50 тысяч детского населения. Это даст нам возможность открыть еще 36 ПМПК», - подчеркнул он.

Еще один хороший механизм увеличения охвата детей с особыми образовательными потребностями – размещение госзаказа среди частных организаций. Инициированный министерством законопроект позволит размещать госзаказ в том числе среди НПО, и других частных организаций, специализирующихся на работе с детьми с аутизмом.

«Будем и дальше развивать кабинеты коррекции и сеть аутизм-центров в регионах. На сегодня работают 12 аутизм-центров, и нам необходимо, чтобы в следующем году в регионах открылись еще 8 таких центров. При этом необходимо также работать над программами, методиками и процедурами как диагностики, так и реабилитации», - отметил Аймагамбетов.

По его словам, ведомство планирует работать над повышением квалификации специалистов. Так, министр предлагает вузам открыть профильную магистратуру для педагогов, психологов ПМПК и коррекционных кабинетов.

«Чтобы наши практикующие специалисты из ПМПК, КППК и центров могли поступать без знания английского языка, пройдя собеседование. Подготовка в рамках программ бакалавриата, повышение квалификации наших специалистов на курсах сегодня тоже требуют особого внимания. В целом, нам предстоит большая работа по решению этих вопросов, стоит задача обеспечить совместную работу всех заинтересованных организаций для поддержки наших детей с особыми потребностями», - пояснил он.

Также министр рассказал, что по субботам проводит встречи с исследователями, научные интересы которых охватывают разные аспекты образования. Последние две встречи были посвящены вопросам раннего развития детей и неравенства в доступе к получению образования.

Участники – казахстанские докторанты, обучающиеся в ведущих зарубежных вузах Кембриджа, Мичигана, Пенсильвании, Бристоля и других, а также профессора наших вузов. Из-за временной разницы некоторые участники выходили в Zoom в 2-3 часа ночи.

«Спикеры рассказали о промежуточных результатах и выводах своих научных исследований. Прозвучало много конструктивных предложений. В их числе вопросы качества преподавания в педагогических университетах и колледжах, подготовки специалистов по раннему развитию детей, педагогов по работе с детьми с особыми потребностями в развитии, влияния социально-экономического статуса школьника на результаты обучения», - рассказал министр.

Он подметил, что хорошее предложение поступило в части создания специальных открытых библиотек-коворкинг центров в школах, где дети могли бы при необходимости делать свои уроки, читать книжки и чтобы они не закрывались и были постоянно доступными.

«По предложению в дополнение к традиционным школьным библиотекам предусмотрено открытие библиотек, которые будут располагаться в рекреациях или иных доступных пространствах для того, чтобы дети могли читать книги или делать уроки в любое время, когда захотят. Мы уже поэтапно создаем такие места и продолжим работу в этом направлении.

По предложению об открытии библиотеки для раннего развития детей дошкольного возраста, мы решили создать библиотеку как структурное подразделение подведомственного Центра. Там будут специальная литература по раннему развитию детей, детские художественные книги, литература для родителей и специалистов по методикам развития ребенка», - отметил он.

Исследователи также говорили о важности внешнего оценивания и принятия выверенных управленческих решений по итогам процедур внешнего оценивания, выработки и действенной реализации стратегий развития региональных управлений образования. Говорили о необходимости открытия библиотек для детей дошкольного возраста, где дети могли бы вместе с родителями в специально организованной среде читать книги, рисовать и т.д. Действительно, именно для такого возраста у нас имеется дефицит подобного рода учреждений.

Обсуждались вопросы внутренней культуры организаций образования, норм педагогической этики воспитателей при взаимодействии с детьми, учета как педагогами, так и родителями психологических особенностей и желания самих детишек участвовать в утренниках. Было предложено обновить подходы к различным мероприятиям, проводимым в наших детских садах, содержание организации структурированной игры, как вида детской деятельности, плавного перехода из дошколы в начальную школу.

Прозвучала важная тема оказания поддержки детям дошкольных организаций из малообеспеченных семей, в том числе канцелярскими товарами, детскими книжками и различными развивающими играми.

«Участники отмечали необходимость перезагрузки действующих консультационных пунктов для родителей, издания учебно-методических и развивающих комплексов для детей с ограниченными возможностями в развитии, наполнения их национальным контентом, принятия единой терминологии и др. Всегда говорю, что решения должны приниматься на основе результатов научных исследований», - подытожил министр.