Ведение бизнеса в Казахстане и за рубежом: о реалиях предпринимательства без прикрас

Автор: Смагулов Амир

Спикер отмечает, что вести свое дело в Казахстане сложнее

Проблемы, с которыми сталкиваются бизнес и государство, при взаимодействии друг с другом, необходимо понимать и находить их решение. Именно это направление понравилось в свое время Нурлану Сакуову. Его стезя – решать вопросы через призму опыта, полученного в том числе за рубежом. О том, почему ведение бизнеса в Казахстана кардинально отличается от ведения бизнеса за границей, он рассказал Azattyq Rýhy.

Нурлан Сакуов – один из тех, кто работает в национальной палате предпринимателей «Атамекен» с 2013 года, то есть, с момента ее основания. Был небольшой период, когда он покидал организацию на полтора года, чтобы поработать в международном проекте, но затем вернулся обратно. По профессии он – экономист, выпускник программы «Болашак» по специальности «прикладная экономика». Начинал работать в экономических структурах при счетном комитете, работал в аналитическом центре при правительстве Казахстана, в министерствах образования и сельского хозяйства, а также на частных проектах, где проводил консультации бизнеса по маркетингу, управлению и стратегии. В общем, он проработал около 15 лет с государственными структурами и бизнесом, понимая проблемы обеих сторон, поэтому, говорит, был подготовлен к работе в Нацпалате предпринимателей.

«Я понял, что в проблемы, с которыми сталкиваются стороны, нужно вникать, понимать, находить решения. Мне это нравилось. Поэтому, конечно, если есть проекты, которые направлены на решение каких-то экономических или управленческих задач, я подключаюсь, потому что мне это интересно. Все это я делаю через призму своего опыта, полученного как за рубежом, так и у нас. К слову, не секрет, что наши реалии совсем отличаются от зарубежных. За рубежом я набрался теории, а здесь – практики. Имея как теоретический, так и практический опыт, я пришел в палату предпринимателей, потому что мое желание помогать, решать проблемы бизнеса, заниматься сложными задачами и видеть их результат и эффект для бизнеса – мне пришлось более по душе», - рассказывает Сакуов.

Сегодня Сакуов занимает должность исполнительного секретаря - члена правления НПП «Атамекен». Основная работа направлена на то, чтобы стать помощником бизнесу, коммуникатором между государством и бизнесом, решать совместно проблемы предпринимателей и улучшать бизнес среду. Он курирует аналитический блок, занимается межотраслевыми вопросами и оказывает методологическую поддержку другим структурным подразделениям организации.

«В Казахстане бизнес сталкивается с рядом проблем. Например, государство регулирует цены на лекарства. Здесь министерство здравоохранения должно выбрать правильно, отработать целую методику для того, чтобы она учитывала социальную значимость, а также интересы бизнеса, чтобы они не ушли в убыток. У тех же производителей, дистрибьюторов лекарств должен быть интерес продавать их. То есть должен быть соблюден баланс», - объясняет Сакуов.

И чтобы этот баланс был соблюден, как раз и подключается палата «Атамекен», которая подключает экспертов, проводит экспертизу и доказывает, как госоргану, так бизнесу и населению о необходимости предпринять какие-то определенные шаги, чтобы отношения были выстроены Win to Win, то есть, чтобы все остались в выигрыше, был соблюден баланс интересов, как государства, потребителей, так и предпринимателей. 

«В таких ситуациях возможны непонимание или недовольство. Мы в свою очередь выступаем некими коммуникаторами, которые объясняют нормативные акты, порядок процедур и объясняем, что некоторые вещи не делаются быстро. Или, наоборот, мы показываем, что в каких-то вещах нужно ускориться, так как проблема требует экстренного разрешения. Такие проблемы мы обсуждаем не только с госорганами, но и с квазигоскомпаниями, например. Ряд проблем мы отправляем на рассмотрение правительства и совместно их решаем. Нередко мы влияем на законы нашей страны, которые затрагивают интересы предпринимательства, вынося на обсуждение какие-то поправки, предложения. Решаем, доказываем, не соглашаемся, настаиваем», - рассказывает Сакуов.

При этом, объясняет он, в такой работе необходимо обладать разносторонними компетенциями. Важно понимать микро-, макроэкономику, юридические процессы, экономическую политику государства. То есть, работая в НПП, приходится становиться абсолютно разносторонним специалистом, вникая практически во все отрасли, присутствующие в стране.

«Это абсолютно уникальная возможность, которая охватывает, в моем случае, не только экономику», - считает он.

При всем при этом, подчеркивает исполнительный секретарь, нужно понимать, что нельзя уходить с головой в интересы потребителей, или в интересы бизнеса, или, наоборот, государства. Нужно стараться быть объективным, иметь ясным ум, здравый смысл и высокую этику. Это ведь репутация.

«Если завтра будешь очень узко мыслить и говорить, то твое мнение не будет учитываться, ему не будут доверять, да и считать тебя профессиональным уже не будут. Поэтому нельзя лоббировать чьи-то интересы. Чтобы отстаивать свою точку зрения, и оставаться объективным, кроме других навыков и компетенций, необходимо также иметь навыки дипломатии. Быть дипломатом в нашей сфере тоже очень важно», - перечисляет Сакуов.

После январских событий появились слухи о ликвидации НПП «Атамекен», однако позже Президент отметил, что организации нужна трансформация. Как напомнил член правления, при создании национальной палаты за основу бралась континентальная модель организации бизнес-сообществ. На всеобщем членстве предпринимателей основана континентальная (европейская) модель палаты. Эта модель была разработана во Франции и Германии, и на сегодня успешно применяется во многих европейских странах. Сегодня 15,5 миллионов из 19 миллионов предприятий Европейского Союза работают в бизнес-среде всеобщего членства. Континентальная модель подразумевает, что бизнес объединяется в бизнес ассоциацию, в данном случае - это «Атамекен». И здесь в Казахстане взята как раз такая модель, существующая во Франции, Германии, Турции и в других странах.

«Не мы ее придумали на самом деле. На текущем этапе развития предпринимательства в Казахстане, для консолидации предпринимательского сообщества, я считаю эту модель наиболее оптимальной. Безусловно, по мере развития предпринимательства, эта модель должна пересматриваться, ничего статичного нет», - считает Сакуов.

Надо понимать, что в 2013 году, когда создавался НПП, были другие условия и эта модель формировалась «сверху вниз». Сейчас, когда объявлена трансформация, все новшества направлены на то, чтобы стать более ближе к бизнесу. То есть, быть более клиенто-ориентированной, реальным центром компетенции и экспертизы для бизнеса. Задача трансформации - осуществить поэтапную передачу национальной палатой функций и ресурсов ассоциациям и СРО, концентрируясь на координации межотраслевых задач, обеспечении баланса интересов малого, среднего и крупного бизнеса. И на недавнем съезде эти подходы обсудили с бизнесом, который их поддержал.

«Моя основная цель в организации - помогать бизнесу, улучшать бизнес среду, чтобы в стране становилось все больше конкурентоспособного и добросовестного бизнеса. Ведь бывают разные бизнесы и разные предприниматели. Экономическая политика государства направлена на то, чтобы частный сектор развивался, и это базовые вещи, когда экономика держится на частном предпринимательстве. Поэтому важно, чтобы бизнес был конкурентным и добросовестным», - говорит Сакуов о своих целях в работе.

Но в будущем, пройдя уже весь этот длинный путь, поработав в НПП, в квазигосударственном секторе и частном, выбрал бы именно частный сектор. Потому что когда Сакуов учился – в 90-е годы, предпринимательство в Казахстане только зарождалось, и основам бизнеса никто никого не обучал, как это делается сейчас. Поэтому, признается он, если бы тогда у него были такие возможности, которые сегодня есть у предпринимателей, он бы открыл свое дело и, вероятно, развивался бы в сфере услуг или производства.