При этом их директоров будут назначать еще на этапе строительства
В течение ближайших трех лет в Казахстане появятся новые школы, отвечающие всем реалиям современности. Это уже будут не те здания, где в маленьких классах ютятся первоклассники, а после них помещения сразу же занимают старшие ребята. Это будут комфортные школы, разделенные на зоны для учеников младшего, среднего и старшего звена, с развитой вокруг инфраструктурой. По крайней мере, так обещают в Правительстве. И планируют потратить на это 2,6 трлн тенге, передает Azattyq Rýhy.
Только за последние 10 лет контингент учащихся в Казахстане увеличился на один миллион детей и составляет на сегодняшний день свыше 3,5 млн школьников. Своего рода – это исторический рекорд. Одновременно этот рекорд привел к высокой нагрузке на школьную инфраструктуру. На эти проблемы влияют пять факторов – урбанизация, миграция населения, рождаемость, износ зданий школ, плотная и точечная застройка жилых кварталов в мегаполисах. Для решения всех этих проблем по поручению главы государства и разработан национальный проект «Комфортная школа», который по своему масштабу и значимости является особенным и не имеет аналогов.
«Проект направлен на полную ликвидацию проблем аварийных, трехсменных школ и дефицита ученических мест, не находивших своего решения в течение многих лет. Для качественной реализации проекта проведен всесторонний анализ, и данные факторы полностью учтены в нацпроекте», – заверил министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов.
В частности, для решения этих вопросов, для ввода 842 тыс. ученических мест с 2023 по 2025 годы в национальном проекте предусмотрены 2,6 трлн тенге. По данным Министерства просвещения РК, на период строительства будут созданы порядка 60 тыс. временных рабочих мест, а после ввода школ в эксплуатацию – 40 тыс. постоянных рабочих мест.
Школы будут вводиться в эксплуатацию за счет трех конкретных механизмов. Первый – это строительство объектов в рамках государственно-частного партнерства. Второй – выкуп у частных инвесторов готовых зданий школ, отвечающих требованиям комфортной школы, в виде товара. И третий – целевое строительство школ через единого оператора.
Каким же будут эти школы будущего? По словам Асхата Аймагамбетова, во время разработки национального проекта были учтены проблемы, ранее возникавшие при строительстве школ. В их числе: недостаточность предметных кабинетов и учебно-лабораторного оборудования, длительность конкурсных процедур и сроков строительства, отсутствие единых стандартов при строительстве школ и так далее. Для решения этих вопрос будет также привлечен единый оператор.
«То есть этот механизм позволит осуществлять строительство по единому стандарту, ускорить сроки проведения процедур закупок и строительства, а также повысить их качество», – отметил министр.
Специфичность новых комфортных школ заключается в том, что они будут строится по единому стандарту – как на селе, так и в городе. Плюсом современных зданий учреждений образования будет является, во-первых, то, что учащиеся начальных и старших классов будут обучаться в отдельных блоках здания школы. Соответственно, в каждом блоке будут предусмотрены свои учебные классы, туалеты, спортзалы. Во-вторых, будут предусмотрены повышенные меры безопасности детей. Это установка на этапе строительства систем видеонаблюдения, звукового оповещения и автоматической блокировки дверей. Для удобства учеников будут предусмотрены индивидуальные шкафчики для хранения учебных пособий, сменной одежды, а также соответствующие условия для чтения книг, творческого развития и отдыха детей.
Кроме того, школы будут оснащены самыми современными кабинетами физики, химии, биологии, робототехники. В кабинетах будут установлены touch-экраны и предоставлена возможность подключения к высокоскоростному интернету из любой точки школы. В новых школах будут созданы необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями, и решена проблема спортзалов.
«Сейчас школа на 1 200 ученических мест оснащена всего одним спортивным залом. Как правило, с восьми утра и до вечера занятия по физкультуре проводятся для 4-5 классов одновременно. В комфортных школах будет предусмотрено несколько спортзалов в зависимости от возраста учеников», – привел пример глава Минпросвещения.
Ну и конечно в новых школах будут созданы условия не только для учеников, но и для педагогов. В частности, появятся кабинеты для учителей, профессиональные зоны, залы для дополнительного обучения или проведения совещаний, в каждом кабинете будут компьютеры, отдельно поключенные к интернету.
Больше того – комфортные школы будут выполнять роль community-центров.
«В особенности это касается сельских школ. Кроме того, комфортные школы станут ресурсными центрами по привитию детям навыков к труду», – уточнил Асхат Аймагамбетов.
Еще одна отличительная особенность комфортных школ: предусмотрена не только внутренняя, но и внешняя инфраструктура. Как признался министр, этому вопросу никогда не уделялось должного внимания. Территория вокруг школ не благоустраивается, что зачастую создает большие неудобства для детей, поэтому в проектах комфортных школ данные вопросы также будут решены.
Однако построить – это одно, а вот обеспечить новые школы педагогическими кадрами – это другая важнейшая задача. В первую очередь Министерство просвещения пересматривает вопрос назначения директоров в данные школы. В национальном проекте предусматривается, что назначать их как раз будут с момента начала строительства.
«Директор будет осуществлять контроль за ходом строительства школы и набором педагогов, пройдет специальные курсы по менеджменту и лидерству», – отметил Асхат Аймагамбетов.
Что же касается вопроса достаточности педагогов, тоза последние пять лет по педагогическим специальностям в Казахстане были подготовлены свыше 200 тыс. специалистов, из которых по грантам – более 31 тыс., напомнил он. При этом по специальности были трудоустроены лишь 55 тыс. выпускников. До 2026 года будут подготовлены еще порядка 100 тыс. педагогов, а для комфортных школ потребуются порядка 40 тыс. педагогов. Часть этих специалистов уже сегодня работают в трехсменных школах и, соответственно, будут переведены на новые объекты. Таким образом Министерство просвещения не попросит дополнительных денег и грантов для подготовки кадров и решит вопрос с нехваткой учителей.
Таким образом, если новый национальный проект окажется не на бумаге, а будет реально исполнен, то в республике уже в 2025 году появятся современные школы на 842 тыс. новых, качественных, комфортных ученических мест для казахстанских детей, будет ликвидирована проблема трехсменных и аварийных школ, нивелированы дисбалансы в образовательной инфраструктуре между регионами, городом и селом, а также повысится качество образования. Но, опять же, если все задействованные стороны выполнят свою работу на каждом участке честно и качественно.