Обычный машинист электровоза совмещает тяжелую работу с творчеством. Более того, активно приобщает к высокому искусству своих коллег-шахтеров
Некоторые люди полагают, что им нужно непременно сразу сделать выбор: или творчество, или работа. Уж если творить, то отдавать этому все свои силы и время. А если уж работать, то времени и сил на творчество не останется. И этот выбор висит у них над душой тяжким камнем размером с холодильник, и они сами не замечают, как продолжают заниматься и тем, и другим и мучиться от этого холодильника с выбором, передает Azattyq Rýhy.
На самом деле, между этими двумя крайними вариантами нужно выбрать средний, подходящий для себя.
Нужно найти баланс между денежной карьерой и временем/силами для творческого труда. Это банальный и очевидный ответ, который, тем не менее, упрямые и капризные личности долго не хотят признавать.
Герой нашего сегодняшнего материала не из их числа.
Машинист электровоза Донского ГОКа, филиала АО «ТНК «Казхром», входящего в ERG, мастерски рисует картины. Еркебулан Дошаев даже украсил шахту портретами трех известных биев и красивым шаныраком. Дар горняку передался от отца-шахтера и деда.
В их роду по обеим линиям были и художники, и горняки. Ну, а шахта имени 10-летия независимости Казахстана, наверное, первая шахта, где на стенах красуются изображения такого уровня.
Для справки: Донской ГОК основан в 1938 году, в городе Хромтау. Является вторым месторождением в мире по объему подтвержденных запасов. В составе Донского ГОКа находятся 27 структурных подразделений, численность сотрудников ‒ более 7 500 человек. Основное производство сосредоточено в пяти подразделениях: шахтах «Молодежная» и имени «10-летия независимости Казахстана», руднике «Донской», фабрике обогащения и окомкования руды и дробильно-обогатительной фабрике № 1.
Строительство шахты «Центральная» началось в 1978 г. на базе месторождений Алмаз–Жемчужина, Миллионное, Первомайское и № 21. В 2001 г. на полную мощность введена I очередь шахты на 2 млн т руды в год. В связи с юбилеем Республики Казахстан шахта переименована в имени 10-летия независимости Казахстана.
Свободные минуты Еркебулан проводит с пользой. Он работает в составе Казхрома уже десять лет. Начинал горнорабочим, отслужил в армии, вернулся на комбинат, перевелся машинистом электровоза. И все это время рисовал, правда, особо об этом не распространялся.
«Любовь к этому у нас в роду. Мой отец – проходчик, тоже рисует, дед со стороны мамы – тоже. Так что, можно сказать, я продолжил дело отца, и не только по части работы. Начинал учиться на архитектора в городе, но все же решил получить производственную специальность и пойти на шахту. Так и получилось», - рассказывает Еркебулан.
Отец выбор сына одобрил, хотя никогда его специально в «подземку» не агитировал – оставлял решение за ним. Кстати, Еркебулан рисовать в суете повседневных дел не бросает, наоборот – посвящает творчеству свободное время. Это ему в удовольствие, и, кстати, не занимает так уж много времени. Пейзаж, например, с натуры – вид на шахту, занял примерно 30-40 минут с растушевкой и прочими деталями.
Первый повод порисовать Еркебулан помнит очень хорошо – ему было лет семь, и стимулом стал чужой, не особенно красивый рисунок.
«К нам пришли гости, один из них набросал мне зайца – просто схематично … Попробовал рисовать животных сам, и начало получаться. Был момент у нас, когда не было света – жили мы в малосемейке, несколько лет подряд очень часто отключали электричество. И вот, возле свечки рисовал… а больше особо и делать нечего было. Но еще я ходил в художественную школу, учился, не просто дома руку набивал. Так получилось, что пока все ходили на спорт, я проводил время за карандашом и красками, и вот результат», - говорит Еркебулан Дошаев.
Кстати, один из своих рисунков в детстве Еркебулан обменял на мяч, как он вспоминает, игрушка была довольно дорогой. И ее обладатель сам предложил выменять ее на скетч в тетрадке. Это тоже стало своего рода мотивацией для ребенка – значит, творчество интересно не только мне, но и другим людям.
«У меня целая тетрадка набросков была – комиксы, мультяшки… А рисовать я никогда не бросал: ручкой, карандашом – это кстати самой любимое, красками… главное – процесс. Очень нравится творчество Абылхана Кастеева. В целом, люблю рисовать людей», - рассказывает наш собеседник.
В процессе рисования Еркебулан отдыхает душой, причем сосредотачиваться на картине ему не мешает совершенно ничего – никаких особых условий не нужно. А если вокруг бегают дети, так и замечательно – пусть привыкают.
Он знает, что пока еще Хан и Айназ маленькие, но дар обязательно проявится, и отец поможет детям выбрать – производство или искусство. Или же, и то, и другое, как в его случае.
«Среди производственников, шахтеров, горняков, других представителей технических профессий есть много талантов», – уверен Еркебулан. И отлично, если получается совмещать.
И в завершение.
Современная наука утверждает, что занятие изобразительным искусством не только естественно для любого человека, но и очень полезно. Ученые провели множество исследований и поняли, что заниматься рисованием нужно всем без исключения, независимо от наличия таланта и специального образования.
Во-первых, и с этим согласен герой нашего материала, занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги, соответственно, оказывает благотворное влияние на процессы в рамках основной работы.
В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Art Therapy, ученые предложили участникам заняться живописью. Уже через 45 минут у испытуемых было зафиксировано значительное снижение уровня кортизола – гормона стресса.
Искусство действует на наш мозг на нейронном уровне. В 2014 году в журнале PLOS ONE была опубликована научная работа, доказывающая, что изобразительное искусство может улучшить связи между нейронами человеческого мозга. Как утверждают ученые, это помогает нам лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать новые знания.