Больше 5 тысяч нарушений: как в Казахстане «ремонтируют» дороги

Автор: Azattyq Rýhy

Общественный контроль в сфере строительства дорог — общемировая практика и Казахстану следует её перенять

Фото: mirtesen.ru; rg.ru

Дураки и дороги - не только российские беды. Казахстан страдает от них не меньше. И поскольку первая беда не под силу ни одному бюджету, следует сосредоточиться на транспортных проблемах. А их в нашей стране хоть отбавляй – даже по официальным данным, передает Azattyq Rýhy.

По состоянию на август этого года, лидируют по плохому качеству дорог следующие города и регионы:

  • Шымкент — 71 % плохих дорог;
  • Мангистауская область — 61 %;
  • Алматы — 56 %;
  • Восточно-Казахстанская область — 49 %;
  • Западно-Казахстанская область — 43 %;
  • Туркестан — 40 %.

Таковы данные МИИР. Кстати, глава ведомства констатировал, что местные акиматы продолжают принимать трассы и улицы в эксплуатацию, несмотря на недоделки.

Так, за 9 месяцев текущего года Национальным Центром качества дорожных активов осуществлено порядка 10 тыс. инспекционных выездов. В результате выявлено 5,1 тыс. нарушений в деятельности подрядных организаций, занятых в ремонте и реконструкции автодорог.

Кроме того, было отобрано и испытано более 23 тыс. проб дорожно-строительных материалов, из них 8 тыс. проб приходится на республиканскую сеть и 15 тыс. проб на местную сеть.

5,6 тыс. проб материалов или 24% не соответствуют установленным нормативным требованиям. По республиканской сети 12% (1 016), по местной сети 30% (4 598) несоответствий.

В результате за счет собственных средств подрядных организаций переустроены работы на сумму 2 млрд тенге.

Центром качества в отношении недобросовестных компаний направлено более 100 обращений в региональные управления ГАСК. В результате на сегодняшний день, в 18 случаях аттестаты специалистов технического надзора приостановлены и 2 подрядных организации лишены лицензии на ведение строительных работ, сумма наложенного штрафа в отношении служб технического надзора и подрядчиков составила 29,3 млн. тенге.

Для справки: В 2019 году на основании постановления Правительства Казахстана был создан «Национальный центр качества дорожных активов» путем слияния 16 РГУ «Облжоллабораторий». Цель создания Центра - проверка качества не только дорог республиканского значения, но и местной дорожной сети, управление дорожными активами, мониторинг уровня дорожной безопасности, а также внедрение новых технологий и материалов.

Как отметил в своем выступлении заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Жамбыл Бахтияр, качественные дороги являются ключевым фактором развития страны.

«Качество ремонта и содержания республиканских автодорог - всегда под пристальным вниманием. В рамках исполнения поручения Главы государства по улучшению не менее 95% местных дорог до 2025 года Министерством продолжается реализация конкретных мероприятий», – сказал Жамбыл Бахтияр.

Так, в 2023 году за счет средств республиканского бюджета на проекты среднего ремонта дорог предусмотрено 64 млрд тенге. Эти средства будут направлены на нормативное восстановление 1,5 тысячи километров автомобильных дорог республиканского значения.

В частности, в ходе среднего ремонта будут проведены работы по освещению дорог, установлены светофоры и специальные дорожные знаки. Также будут установлены ограждения, препятствующие выходу животных на проезжую часть. Эти работы будут способствовать предупреждению дорожно-транспортных происшествий и обеспечению безопасности дорожного движения.

О проделанной работе по содержанию автомобильных дорог доложил заместитель генерального директора Национального центра качества дорожных активов Арман Каирбеков.

«В 2022 году проведена экспертиза качества 17 тыс. км автомобильных дорог, взяты пробы. В ходе аналитической работы были даны рекомендации комитету автомобильных дорог и национальной компании «КазАвтоЖол» по устранению выявленных нарушений на участках дорог. На основании результатов проведенной экспертизы будет составлен специальный план по ремонту автодорог», – отметил Каирбеков.

Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Жамбыл Бахтияр отметил, что в вопросах развития автодорожной инфраструктуры необходимо уделять особое внимание качеству.

Эксперты же видят решение проблемы в другом.

Общественный контроль в сфере строительства дорог — общемировая практика и Казахстану следует её перенять, так как коррупционным рискам подвержены все этапы автодорожных строительных проектов. Подчёркивается, что на ремонт полотна ежегодно выделяются огромные суммы. В 2022-м речь идёт о 600 млрд тенге, которые планируется потратить на восстановление около 11 тысяч километров. При этом по показателю качества дорог в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ Казахстан занимает 108-е место из 138.