Общественный контроль в сфере строительства дорог — общемировая практика и Казахстану следует её перенять
Дураки и дороги - не только российские беды. Казахстан страдает от них не меньше. И поскольку первая беда не под силу ни одному бюджету, следует сосредоточиться на транспортных проблемах. А их в нашей стране хоть отбавляй – даже по официальным данным, передает Azattyq Rýhy.
По состоянию на август этого года, лидируют по плохому качеству дорог следующие города и регионы:
Таковы данные МИИР. Кстати, глава ведомства констатировал, что местные акиматы продолжают принимать трассы и улицы в эксплуатацию, несмотря на недоделки.
Так, за 9 месяцев текущего года Национальным Центром качества дорожных активов осуществлено порядка 10 тыс. инспекционных выездов. В результате выявлено 5,1 тыс. нарушений в деятельности подрядных организаций, занятых в ремонте и реконструкции автодорог.
Кроме того, было отобрано и испытано более 23 тыс. проб дорожно-строительных материалов, из них 8 тыс. проб приходится на республиканскую сеть и 15 тыс. проб на местную сеть.
5,6 тыс. проб материалов или 24% не соответствуют установленным нормативным требованиям. По республиканской сети 12% (1 016), по местной сети 30% (4 598) несоответствий.
В результате за счет собственных средств подрядных организаций переустроены работы на сумму 2 млрд тенге.
Центром качества в отношении недобросовестных компаний направлено более 100 обращений в региональные управления ГАСК. В результате на сегодняшний день, в 18 случаях аттестаты специалистов технического надзора приостановлены и 2 подрядных организации лишены лицензии на ведение строительных работ, сумма наложенного штрафа в отношении служб технического надзора и подрядчиков составила 29,3 млн. тенге.
Для справки: В 2019 году на основании постановления Правительства Казахстана был создан «Национальный центр качества дорожных активов» путем слияния 16 РГУ «Облжоллабораторий». Цель создания Центра - проверка качества не только дорог республиканского значения, но и местной дорожной сети, управление дорожными активами, мониторинг уровня дорожной безопасности, а также внедрение новых технологий и материалов.
Как отметил в своем выступлении заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Жамбыл Бахтияр, качественные дороги являются ключевым фактором развития страны.
«Качество ремонта и содержания республиканских автодорог - всегда под пристальным вниманием. В рамках исполнения поручения Главы государства по улучшению не менее 95% местных дорог до 2025 года Министерством продолжается реализация конкретных мероприятий», – сказал Жамбыл Бахтияр.
Так, в 2023 году за счет средств республиканского бюджета на проекты среднего ремонта дорог предусмотрено 64 млрд тенге. Эти средства будут направлены на нормативное восстановление 1,5 тысячи километров автомобильных дорог республиканского значения.
В частности, в ходе среднего ремонта будут проведены работы по освещению дорог, установлены светофоры и специальные дорожные знаки. Также будут установлены ограждения, препятствующие выходу животных на проезжую часть. Эти работы будут способствовать предупреждению дорожно-транспортных происшествий и обеспечению безопасности дорожного движения.
О проделанной работе по содержанию автомобильных дорог доложил заместитель генерального директора Национального центра качества дорожных активов Арман Каирбеков.
«В 2022 году проведена экспертиза качества 17 тыс. км автомобильных дорог, взяты пробы. В ходе аналитической работы были даны рекомендации комитету автомобильных дорог и национальной компании «КазАвтоЖол» по устранению выявленных нарушений на участках дорог. На основании результатов проведенной экспертизы будет составлен специальный план по ремонту автодорог», – отметил Каирбеков.
Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Жамбыл Бахтияр отметил, что в вопросах развития автодорожной инфраструктуры необходимо уделять особое внимание качеству.
Эксперты же видят решение проблемы в другом.
Общественный контроль в сфере строительства дорог — общемировая практика и Казахстану следует её перенять, так как коррупционным рискам подвержены все этапы автодорожных строительных проектов. Подчёркивается, что на ремонт полотна ежегодно выделяются огромные суммы. В 2022-м речь идёт о 600 млрд тенге, которые планируется потратить на восстановление около 11 тысяч километров. При этом по показателю качества дорог в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ Казахстан занимает 108-е место из 138.