«Нет собственной системы»: тренер по дзюдо – о подготовке будущих чемпионов

Автор: Смагулов Амир

Почему детей важно отдавать в спорт, рассказала Мариан Урдабаева

Мариан Урдабаева – бронзовый призер XVII летних Азиатских игр в Инчхоне по дзюдо. Она трижды была в тройке лучших борцов на Гран-при мира в Алматы и Ташкенте в 2013 году и в Улан-Баторе – в 2014 году, дважды становилась чемпионкой Казахстана. Является призером кубков Мира и Европы, мастер спорта Казахстана. Но спортивная карьера короткая, а жить дальше нужно. Поэтому она начала тренировать детей. Но как оказалось, в стране нет системы подготовки новых чемпионов, передает Azattyq Rýhy.

Мариан Урдабаева родилась в Кыргызстане, а после развала Советского союза семья переехала в Казахстан, где девочка и начала заниматься спортом. Ходила на разные секции, но именно дзюдо в 11 лет завоевало ее сердце. Ведь этот спорт по праву называют многосторонним и гармоничным за умение владеть своим телом и разумом. Он требует постоянного совершенства. Здесь необходимо постоянно держать себя в форме и учиться новому.

«Мне очень повезло с моим первым тренером, который преподавал именно по истокам дзюдо. Сама система дзюдо очень гармоничная. Она основывается не на том, чтобы «брать больше и кидать дальше», а наоборот, разумно распределять свои силы, свои качества. Кто-то сильнее, кто-то хитрее, кто-то ловчее. Когда человек использует свои качества себе во благо, улучшая то, что у него хорошо получается, и, укрепляя то, что «хромает», то травмы в таких случаях минимизируются», - говорит спортсменка.

С 2005 по 2018 годы Урдабаева была членом Национальной сборной, выступала на международной арене. Здесь же пошли основные травмы, когда, как признается спортсменка, пошла гонка за результатом, а не за гармоничным развитием.

«Когда ты на пределе: и физически, и эмоционально, и психологически – это все способствует травмам. Благо, серьезные травмы меня обошли: были ушибы, растяжения, надрывы, без каких-либо операций. Хотя мне говорили про операции, но я верю, что можно своим трудом, своим терпением и с грамотными медиками восстановить свой организм и тело, и вернуться в русло. Вообще, на фоне 13-летней карьеры было разное. Из минусов у нас была постоянная гонка за результат. А в этом виде спорта спешка вовсе не нужна. Все это многогранный процесс, есть разные человеческие факторы, но не всегда на это обращалось внимание», - отмечает она.

В итоге в 2018 году спортсменка завершила карьеру, но год спустя ей предложили побороться в казакша курес, самбо и джиу-джитсу. Тогда она узнала о других видах борьбы, в которых также добилась результатов и стала чемпионкой Казахстана.

Вообще, подчеркивает Урдабаева, любой спорт – это дисциплина, а дзюдо – не командный, а индивидуальный спорт. В сборной каждый человек – это личность. И именно там она научилась понимать людей.

«Разные характеры, разные привычки: кто-то брезгливый, кто-то неряшливый, кто-то серьезный, а кто-то нет. Уживаться с разными людьми помогало именно принятие их и понимание. Когда ты понимаешь, что ту или иную ситуацию другой человек может воспринимать не как ты, а по-другому, по-своему, и это нормально. Тогда и внутри ты больше понимаешь людей. У меня именно такое мировоззрение – нужно понять людей, почему они так поступают, внутренних обид не остается», - улыбается девушка.

Окончательно завершив с большой карьерой, год назад неоднократная чемпионка РК по дзюдо Жанна Нуртазина предложила Мариан начать тренировать детей и воспитывать новое поколение дзюдоистов. Сейчас девушка тренирует четыре группы: самая младшая возрастная категория – 6 лет, самая старшая – 14-15 лет. Она рассказывает, когда решила стать тренером, было очень страшно. Если будучи спортсменкой можно было поспать, потом пойти на тренировки, отдохнуть, то здесь – совершенно новое состояние.  

«Был страх, апатия, но это естественный процесс. Когда я впервые пришла работать с детьми, до меня дошло, что дети – это не взрослые, и тренировать так, как я тренировалась, не пойдет. Мы много лет тренировались в одном режиме. Но дети не в состоянии быть последовательными, понимать объяснения. До какого-то возраста они, грубо говоря, как обезьянки-повторюшки, и нужно объяснять им через игру. Придумывать образы. Почему нужно не просто ногу поднять, а подтянуть коленку. Почему нужно спину держать. Каждый ребенок индивидуален. Он по-своему воспринимает. К каждому надо найти свой ключик. Шестилетнее тело и 10-летнее тело – два разных состояния», - объясняет Урдабаева.

Дзюдо еще и уникально тем, что закладывает базу: законы притяжения, угол жесткости. То есть, человека нужно строить как здание. Для начала – залить фундамент в виде знаний, подождать, пока он устоится, и только потом слоями, физически, технически, эмоционально растить спортсмена. И со временем ребенок приобретает форму, начинает бороться. Причем кто-то начинает сразу, а кто-то через год – все индивидуально. Плюс, смеется она, дети – «проказники и саботажники», и это тоже надо учитывать.

«Чего не хватает? Знаний. В Японии, например, есть институт дзюдо. Когда я начала преподавать, я начала советоваться и интересоваться у тренеров, с чего мне начать. И мне отвечали: «Ну, сама придумай, сама составь программу». То есть, нет системы знаний. Я размышляла по этому поводу, у нас буквально единицы, которые ездили за границу, где-то учились у других. У нас нет собственной системы. Каждый тренер где-то что-то услышал, увидел – это и использует. Целенаправленно наполняться знаниями – такого нет. А дзюдо – это целая наука, этот вид спорта настолько многогранен, что ограничиваться только теми знаниями, которые ты получил на тренировках когда-то, я думаю, не совсем правильно», - продолжает тренер.

Урдабаева признается, в голоде до знаний ведь нужно не просто тренировать и передавать свой опыт. Еще и важно понимать физиологию: как работают мышцы, как реагирует тело. Признается – благо, есть YouTube, где можно также учиться. Но конкретно кого-то, чтобы «кто-то занялся этим на системной основе, то есть прокачивал тренеров, нет.

«Понимаете, в одном и том же приеме постоянно открываешь что-то новое. Даже я, спустя 20 лет. В дзюдо очень много разнообразных техник. Когда я строила свою карьеру, у меня был ряд техник, на которых я концентрировалась. В данный момент, обучая детей, я тоже учусь, расширяю свои познания. Нахожу новую информацию. Источник – это, конечно японцы, которые основали систему, все приемы. Между тем, тренеры – это основа будущего поколения, ведь, что посеешь, то и пожнешь», - вздыхает спортсменка.

Мариан Урдабаева не скрывает – у нее до сих пор идет переходный период от спорта к тренерству. Она хочет развиваться как тренер, как личность. Спортивные регалии, говорит она, хоть и есть, но они уже в прошлом. А человеку необходимо двигаться дальше. Сегодня ее подопечные только начали приобретать технику. Но уже есть ученики, которые принимают участие в соревнованиях, и даже занимают призовые места.

«Больше всего я горжусь тем, когда понимаю, что дети, не задумываясь, используют те приемы и техники, которые мы изучали. Значит, у меня получилось донести, значит, работа моя прошла не зря», - улыбается она.

В заключение она высказывает мысль: детей очень важно отдать в спорт. Просто потому, что пока они сидят в телефонах, они не развиваются во внешнем мире, и это неправильно. Урдабаева уверена, у каждого человека должна быть дисциплина, целеустремленность и должны быть цели.