Казахстан снижает свою зависимость от России – Financial Times

Автор: Ахметбеков Асхат

Региональное влияние Москвы ослабевает в Центральной Азии и на Кавказе на фоне противодействия вторжению в Украине, пишет издание

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Когда россияне, опасающиеся призыва в армию, бежали к границам страны, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев приветствовал более 200 000 человек, сочувствуя их «безвыходной» ситуации. Об этом пишет Financial Times, передает Azattyq Rýhy.

«Мы должны позаботиться о них и обеспечить их безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос», − сказал Токаев в конце прошлого месяца после того, как указ о мобилизации президента РФ Владимира Путина спровоцировал отток населения.

Теплый прием для россиян стал сигналом новой реальности для Москвы: по всей Центральной Азии и на Кавказе страны стремятся дистанцироваться от ее полномасштабного вторжения в Украину.

Казахстан – традиционно один из самых близких партнеров России, при том, что Токаев присутствовал на праздновании 70-летия Путина на прошлой неделе, а в четверг принимал Путина на саммите региональной организации в Астане, – отказался поддержать вторжение или же признать аннексию украинской территории.

По словам научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир Темура Умарова, истощающая война России в Украине создала возможность для таких стран, как Казахстан, «по мере возможности, снизить» свою зависимость от Москвы.

Правительственные чиновники, западные дипломаты и бизнес-лидеры в столице Астане описывают «перекалибровку» как осторожное ослабление связей, а не полный разворот от Москвы, настаивая на том, что у страны, не имеющей выхода к морю, нет другого выбора, кроме как поддерживать хорошие связи со своим большим соседом. Заставлять Казахстан выбирать между Россией и Западом было бы «очень пагубным шагом», который «приведет к возможному конфликту», сказал один из чиновников.

«Мы − не барон Мюнхгаузен, мы не можем попросту вытащить себя за волосы из этого региона», − добавил он, ссылаясь на вымышленного персонажа, который извлек себя из болота с помощью этой невероятной техники.

Токаев ведет дипломатическое наступление, чтобы увеличить число мировых лидеров, заинтересованных в стабильности и безопасности Казахстана. В августе он подписал соглашение об обмене разведданными с Турцией, членом НАТО.

Если бы Казахстан подписал такое соглашение до войны, «это было бы воспринято Москвой как большой удар», сказал Умаров, «но сейчас мы не видим ничего, что Россия могла бы использовать, чтобы помешать Казахстану сделать это».

Когда китайский лидер Си Цзиньпин посетил Казахстан в прошлом месяце, он пообещал поддержать «территориальную целостность» Казахстана, что является предметом озабоченности для любой страны в регионе с большим этническим русским населением после того, как вторжение в Украину было начато частично под предлогом «защиты» русскоговорящих.

На всем постсоветском пространстве, за исключением лояльной Москве Беларуси, роль России, как полицейского и посредника, похоже, ослабевает. Единство ОДКБ, которая состоит из шести членов, является своего рода ответом Москвы на НАТО, в последние недели пошатнулось.

Это разительный сдвиг по сравнению с январем, за месяц до вторжения в Украину, когда войска ОДКБ под руководством России вошли в Казахстан, чтобы помочь подавить протесты, которые, по словам Токаева, были «попыткой государственного переворота».

Когда Армения, член ОДКБ, обратилась к организации за помощью после возобновления боевых действий с Азербайджаном в прошлом месяце, военная помощь не была направлена. Вместо России в качестве посредника и организатора мирных переговоров выступили Франция и Европейский союз.

Ожесточенные пограничные столкновения также произошли между членами ОДКБ − Кыргызстаном и Таджикистаном. На прошлой неделе Кыргызстан отказался от проведения совместных учений альянса, в которых должны были участвовать Россия и Таджикистан. Учения «Неделимое братство» были отменены.