О лучших региональных практиках сообщает Минздрав
Сельские жители, зачастую, чувствуют себя забытыми. Ворох проблем – от отсутствия элементарной воды до запредельного интернета. Проблемной остается и сфера здравоохранения. Однако и здесь есть, что называется, лучшие практики. В сегодняшнем материале разберем два примера – Енбекшиказахский район и Мерке, передает Azattyq Rýhy.
Внедрение на базе Енбекшиказахской многопрофильной межрайонной больницы (ММБ), которая обслуживает более 174 тыс. человек, Центра лучших практик Алматинской области позволило запустить системные трансформации на уровне первичной медико-санитарной помощи.
Енбекшиказахская ММБ определена Всемирной организацией здравоохранения Демонстрационной платформой, целью которой является обмен опытом по интенсивному преобразованию биомедицинской модели оказания услуг ПМСП, причем ориентирована она не только на врача, а на более целостный подход на основе многопрофильных команд ПМСП.
Так, в больнице взамен участковой службы терапевтического и педиатрического профилей созданы семейные участковые команды, которые включают семейного врача/врача общей практики и трех семейных медицинских сестер с расширенными функциями, а также социального работника и психолога.
По словам главного врача ММБ Жамили Абеуовой, такое рациональное распределение ролей с дает большую самостоятельность медицинским сестрам/братьям, социальным работникам, психологам с увеличением объема услуг всех членов команды.
Также одним из изменений в работе больницы стало внедрение в 2019 году проектного управления и использования основ философии всеобщего управления качеством (TQM). Внедрен инструмент управления качеством DMAIC (Define, measure, analyze, improve, control), т.е. все проблемные вопросы в части качества оказания медуслуг рассматриваются, обсуждаются, анализируются, и в дальнейшем создаются проекты по улучшению.
Так, на базе данной больницы реализуется проект улучшения первичной медико-санитарной помощи, который включает широкий круг мероприятий – от обучения руководителей менеджменту до составления индивидуального плана развития каждого сотрудника.
Таким образом, за счет расширения компетенций, прохождения обучающих курсов и повышения квалификации работников растет уровень качества оказания услуг ПМСП.
В свою очередь проект «Создание сетей сотрудничества, кооперации и соучастия с населением» предусматривает вовлечение граждан в сотрудничество и соучастное стратегическое планирование действий для улучшения показателей здоровья и качества жизни. Это мероприятия по пропаганде ЗОЖ, включая создание школ для пациентов, инициативных клубов, кризисных центров, организаций волонтеров, подготовку лидеров в тренеров из числа представителей местных сообществ, создание общественных советов и ассоциаций.
Все вышеназванные меры положительно влияют на качество услуг ПМСП. Так, обеспечен выезд узких специалистов в отдаленные районы, организована централизована работа лаборатории, маршрутизация пациента, слаженно работает служба поддержки пациентов, эффективно функционируют дистанционные консультации участковой службы.
Благодаря этому в Енбекшиказахской больнице обоснованных жалоб от пациентов в течение последних трех лет не зарегистрировано. При этом количество обращений к социальным работникам, медицинским сёстрам увеличилось более чем в 10 раз, к семейным врачам в сравнении по сравнению 2021 года с 2019 годом увеличилось на 40%. А количество же обращений к узким специалистам снизилось на 12,6% в сравнении 2019 и 2021 года.
В свою очередь, внедрение Центра лучших практик в Меркенской центральной районной больнице позволили реформировать подход к оказанию первичной медико-санитарной помощи. В частности, руководству больницы путем консолидации всех служб здравоохранения вокруг нужд человека и его семьи удалось реализовать пациенториентированную модель оказания медпомощи.
В первую очередь на базе ЦРБ под руководством Оспановой Жанар Мыктибековны активно функионируют Служба поддержки пациентов и Call-центр, которы помогают пациентам получить ответ на любой вопрос, в режиме «здесь и сейчас».
Такой подход взаимодействия с пациентами помог снизить нагрузку на регистратуру и повысить уровень удовлетворенности населения первичная медико-социальная помощь оказывается без задержек и очередей.
В ЦРБ в соответствии с международными стандартами применяется самостоятельный сестринский прием. Помимо выписки рецептов, оформления документов, интерпретации анализов, медицинская сестра проводит динамическое наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями.
Важно отметить, в больнице эффективно поставлена работа Программы управления заболеваниями: артериальной гипертензией, хронической сердечной недостаточности и сахарным диабетом, универсально-прогрессивной модели посещений специалиста на дому и системы оказания неотложной медицинской помощи.
Так, благодаря ПУЗ достигнуто снижение числа осложнений хронических неинфекционных заболеваний, инвалидизации - с 31% до 14%, а также посещений вызовов врачами на дому, скорой помощи 4 категории - с 63% до 7%, экстренной госпитализации - с 37% до 4%. Охват пациентов Программой управления заболеваниями составил 73,4%.
Применение прогрессивной модели положительно сказалось на снижении инфекционных заболеваний у детей до 5 лет - с 38% до 17%, и смертности детей до 5 лет с 25% до 10%. Вырос показатель вакцинации детей до 5 лет с 87% до 96%.
Созданы мультидисциплинарные группы, организованы тренинговые центры по оказанию неотложной помощи. Там помимо обучения медицинского персонала, а проводится подготовка парамедиков из числа гражданского населения и сотрудников других ведомств - водители патрульных машин, полицейские, таксисты.
Тренинговый центр состоит из 12 кабинетов, оснащен всей необходимой медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, дополнительными пособиями и стендами.
Кроме того, организован Передвижной медицинский комплекс, оснащенный новым медицинским оборудованием для офтальмолога, ЛОР-врача, хирурга, стоматолога, акушер-гинеколога, лаборанта, терапевта. В распоряжении ПМК имеются цифровой флюроаппарат/рентген, переносной УЗИ аппарат, что позволило приблизить специализированную медицинскую помощь к населению отдаленных мест проживания.
В ЦРБ открыты отделения профилактики и психосоциальной помощи, Школы здоровья, а также молодежный центр здоровья USQYN. Начата работа по проекту «Мужское долголетие». В рамках проекта открыта школа здорового питания.
Надо отметить, Центр лучших практик Меркенской центральной райбольницы является единственным ЦЛП с собственным проектным офисом в структуре по Казахстану. Он называется ресурсный центр поддержки и развития проектов. Это межсекторальная и межведомственная площадка по реализации инициатив и социально значимых проектов, направленных на улучшение качества оказания медико-социальной помощи населению.
На сегодняшний день офис ведет проекты: «Салауатты ауыл», Молодежный центр здоровья «Ұшқын», «11 школ здоровья», «Мужское долголетие», «Правильное питание и профилактика ожирения», МИОМОС, тренинговый центр, система «Первые 5 минут».