В статье Си Цзиньпина перед визитом в Казахстан на теме безопасности был сделан отдельный акцент
Политолог Досым Сатпаев раскрывает истинные причины визита главы КНР Си Цзиньпина в Казахстан, передает Azattyq Rýhy. Так, эксперт выделяет не только стратегические задачи с точки зрения безопасности, но и важнейшие экономические приоритеты, а также экологические проблемы. Полная версия статьи политолога представлена в forbes.kz.
«Одной из основ безопасности Казахстана должна быть постоянная поддержка и сохранение геополитического баланса сил в регионе, как по отношению к России, так и по отношению к Китаю.
С одной стороны, Казахстан, как и другие страны Центральной Азии важны Китаю не только как источники сырья и партнеры по транзиту китайских грузов, но и с точки зрения обеспечения региональной безопасности в Синьцзяне и в Афганистане.
Пекин опасается любой формы дестабилизации в регионе, которая может вызвать эффект домино, как в СУАР, так и в Афганистане.
Следует отметить, что визит Си Цзиньпина в Казахстан и его участие в саммите ШОС в Самарканде проходит на фоне нового витка конфронтации вокруг Тайваня.
Именно это направление сейчас является приоритетным для Китая с военно-стратегической точки зрения. И именно поэтому Китаю крайне невыгодна дестабилизация обстановки как в Казахстане, так и во всем центрально-азиатском регионе.
Это дает возможность Казахстану использовать Китай в качестве одного из геополитических балансов по отношению к России, которая должна знать, что любые попытки посягнуть на северные регионы Казахстана, столкнется с крайне негативной реакцией со стороны Пекина.
Интересно то, что в статье Си Цзиньпина перед визитом в Казахстан на теме безопасности был сделан отдельный акцент, когда говорилось о том, что Китай готов с Казахстаном расширять сотрудничество по линии правоохранительных органов, спецслужб и оборонных ведомств. Кстати, в апреле этого года Казахстан уже посетил министр обороны Китая Вэй Фэнхэ.
А во время визита в Казахстан Си Цзиньпин заявил о том, что «как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительного поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности… категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела вашей страны».
С другой стороны, Китай, как и Россия, в рамках нашей географической судьбы такой же крупный сосед Казахстана с имперскими амбициями и большой гравитационной силой. Поэтому пытаясь дистанцироваться от агрессивного медведя, также не следует лезть в пасть китайского дракона.
Их мощная геополитическая гравитация может быть уравновешена только созданием системы геополитических сдержек, противовесов и баланса.
И таким балансом по отношению к Москве и Пекину может быть более тесное экономическое и военно-политическое сотрудничество тюркских государств (в первую очередь Турции, Казахстана, Азербайджана и Узбекистана).
Наши взаимоотношения с Китаем, как, впрочем, и с другими странами, должны, в первую очередь, опираться на дипломатию национальных интересов.
Казахстанская внешняя политика должна быть проактивной, превентивной и динамичной, работающей на опережение, для успешной адаптации к быстро меняющейся геополитической реальности на основе анализа, социальной инженерии, мягкой силы и нейтрализации потенциальных рисков и угроз, которые будут угрожать национальным интересам страны, либо которые можно трансформировать в новые возможности.
Нам нужна внешнеполитическая визионерская стратегия с разными странами, чтобы не только оценивать потенциальные риски и возможности, но и формировать собственную повестку дня исходя из национальных интересов страны.
Например, уже сейчас ясно, что часть кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в Казахстане в будущем и которые окажут серьезный негативный эффект на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране связана с экологической безопасностью, так как дефицит воды может привести к военным конфликтам, а также к угрозе появления экологических беженцев. И это также имеет прямое отношения к Китаю.
Ведь активное промышленное и нефтегазовое развитие СУАР может нанести удар по нашей экологической безопасности. В частности, по мнению экспертов, уже существует реальная опасность потерять Балхаш из-за увеличения водозабора китайской стороной, в том числе для подпитки растущей экономики СУАР. С 1995 по 2015 год площадь орошаемых пахотных земель на китайской стороне увеличилась почти на 30% процентов. Как отмечают гидрологи, если темпы водозабора из Черного Иртыша со стороны Китая не уменьшатся, то к 2050 году наш сосед возьмет под контроль всю реку.
С точки зрения Пекина, ничего личного, это только бизнес. Но для нас серьезный удар по национальной безопасности и большое количество побочных проблем, которые в связи с этим возникнут.
В ходе визита Си Цзиньпина в Казахстан вроде бы рассматривался вопрос использования трансграничных водных ресурсов. Хотя Казахстан не первый год ведет переговоры с Китаем по поводу трансграничных рек.
Но ситуация кардинально не меняется. И это при том что по оценке экспертов, в Китае работает около 30 научных институтов, которые занимаются только водными проблемами. Понятно, что они занимаются этими проблемами с учетом только национальных интересов Китая.
В то же самое время, со стороны Казахстана ощущается недостаточность экспертного потенциала, чтобы мы грамотно отстаивали свои национальные интересы. В результате, это мешает выстроить в стране эффективную систему оценки водных ресурсов, через новый водный кадастр, систему планирования, контроля и управления водными ресурсами не только в отношении с Китаем, но и с другими странами, откуда мы получаем воду».