«Им это по силам»: как простой учитель стал героем для тысяч сельских детей

Учитель из Усть-Каменогорска организовал волонтерские проекты

«Им это по силам»: как простой учитель стал героем для тысяч сельских детей

Быржан Ауезов – молодой педагог из Усть-Каменогорска, каких сегодня, может быть тысячи в стране. Но он – фактически уникальный. Учитель с пятилетним стажем инициировал и создал благотворительные волонтерские проекты «Talimger» и IT-club, которые позволили не только его ученикам углубиться в сферу IT, но и детям из сельской местности изучать английский и математику, передает Azattyq Rýhy.

Казалось бы, обычный учитель математики Быржан Ауезов шестой год работает в лицее Усть-Каменогорска. Живи и радуйся, отрабатывая свои часы. Но он – не такой. Он – инициативный. Благодаря ему в стране появились два проекта, которые позволяют детям из сел поверить в свои силы и подтянуться к знаниям городской школы.  Идея любого проекта, признается он, так или иначе плагиат. Ты берешь что-то за основу и делаешь свой проект. Например, идея с проектом «Talimger» появилась после просмотра интервью Юрия Дудя с одним из российских блогеров, в котором он рассказывал про проект «Кружок».

«Довольно хорошие программисты ездили по селам и обучали детей программированию. И я подумал, что могу сделать то же самое. И не обязательно ограничиваться программированием. Я могу обучать их математике и английскому языку вместе с детьми, которых я обучаю в лицее. Так как уровень математики и английского языка у нас в школе хороший, то мы могли бы поделиться этими знаниями», - рассказывает Ауезов.

«Talimger» с казахского языка переводится, как наставник. Для начала, преподаватель предложил своим ученикам включиться в этот проект и стать наставниками для сельских детей. В итоге, в конце июня 2021 года они набрали 300 детей из сельской местности и в режиме онлайн двумя потоками провели для них курсы английского языка и математики. Месяц спустя волонтерская команда решила не ограничиваться онлайн курсами и поехали по селам.

«Сначала мы поехали в Курчюмский район и там обучали детей около недели. Потом мы продолжили обучение в течение учебного года. В это время я передал бразды правления своему ученику, и так проект стал самостоятельным. То есть я проект запустил, положил основы и задал концепцию, а дальше ученики уже сами справлялись. В села мои ученики уже поехали сами, а в течение прошлого учебного года пару раз ездили в близлежащие села, в частности, в Мамай батыр, а этим летом еще в Зайсане преподавали детям», - говорит учитель.

По его словам, ни один родитель не был против, чтобы ученики Ауезова в свободное от учебы время или во время каникул занимались наставничеством для сельских детей. Но на все нужны деньги – и эту проблему учитель смог решить. Большую часть средств на проект дают бывшие выпускники лицея в качестве спонсорской помощи, часть дает сам педагог, что-то вкладывают и сами ученики-наставники.

Что же касается IT-клуба, то о таком Ауезов знал в свои университетские годы. Такие проекты, объясняет он, дают возможность детям дополнительно заниматься самообразованием, и быть в курсе всех новинок в этой сфере, так как знания в IT очень быстро устаревают. Именно эту концепцию преподаватель решил воспроизвести уже у себя на работе.

«Во главе клуба я решил поставить двух учеников. Это комбинация, как Стив Джобс и Стив Возняк. Один был организатором, менеджером, маркетологом, а второй - техническим умом.  В нашем случае было двое учеников – один занимался организацией, собирал учеников, мотивировал их, делал так, чтоб они приходили вовремя, выполняли задания, а второй проводил уроки, проверял, как они усваивают уроки. Так мы запустили эти курсы», - объясняет Ауезов.

Постепенно для обучения детей стали приглашать гостевых лекторов, как офлайн, так и онлайн. Это были и выпускники лицей, которые работают в IT-сфере, а один из них и вовсе уже успел поработать в Google и Yandex. А позже в городе организовали Хакатон, чтобы выйти за рамки и не ограничиваться одной школой.

«Мы оповестили школы города. У нас собралось 15 команд, 45 учеников по три человека в команде из городских школ», - говорит он.

В будущем такой «Хакатон» Ауезов хочет сделать в Усть-Каменогорске постоянным – не только весной, но и осенью. И уже в этот раз планирует собрать 30 команд, и увеличить призовой фонд.

«Зачем это нужно? Интерес учеников к IT увеличится, мы обеспечим ранний вход людей в сферу IT. А чем раньше человек в какую-то сферу входит, тем больше шансов у него преуспеть в этой сфере. Зачем все это мне? Если будут какие-то структурные изменения в IT в нашем городе, то мне будет приятно от мысли, что я причастен и я приложил к этому руку», - задает он риторический вопрос.

Для чего простому учителю математики тратить свое время на волонтерские проекты? Ответ, по его мнению, просто – Быржану Ауезову нравится быть полезным и служить обществу. «Такова природа человека», - говорит он. Вторая причина – это бросить самому себе вызов ведь, чем сложнее путь ты проделал к достижению цели, тем больше удовлетворения получаешь от результата. Более того, тот же проект «Talimger» дает возможность сельским детям поверить в свои силы и понять, что все в этой жизни возможно.

«Мы не можем заменить городскую школу, но даем возможность сельским ученикам понять, что им это по силам. То, что им преподается по математике и английскому языку. Дальше – есть интернет и все можно найти в интернете. Самое главное - дать ученикам уверенность в том, что им это по силам. Мы не можем полностью ликвидировать пробелы в знаниях, но мы закрываем проблемные темы в плане математики, например, проблемные темы – это тригонометрия и геометрия. Мы даем им понять, что это им по силам, помогаем изучить материал, и дальше они могут уже решать проблемные темы самостоятельно», - считает Ауезов.

Несмотря на свой возраст, учитель уже является соавтором учебника «Алгебра» для 8 класса на английском языке. Только в этом году девять его учеников поступили в ведущие вузы мира. Он смог объединить около 60 действующих своих учеников – призеров областных, республиканских и международных олимпиад для работы в волонтерских проектах. Но это, считает он – совершенно не предел.

«Первые три года я работал только как предметник и занимался этим увлеченно. А когда человек чем-то увлеченно занимается, то у него эта сфера доводится до автоматизма. Для предметной деятельности у меня материалы уже были наработаны, поэтому эта сфера стала отнимать у меня очень мало времени и энергии. Соответственно, освобождается время и заниматься другими вещами становится уже не так сложно. Все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Надо просто брать и делать, и любить то, что делаешь. А если не любишь - то полюбить, в любом случае», - считает педагог.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.