Из села в одну из лучших школ страны: молодой педагог покоряет Apple
Теперь он может обучать казахстанских детей и взрослых языку программирования Swift
Даже если ты родился в сельской местности, при желании можешь стать преподавателем в Назарбаев интеллектуальной школе, а потом и первым сертифицированным тренером компании Apple по языку программирования Swift в Казахстане. И это не история, придуманная писателем-фантастом, а реальная жизнь Куаныша Магауина, который просто однажды осознал, что нужно постоянно учиться, и тогда перед тобой откроется мир, передает Azattyq Rýhy.
Куаныш Магауин – один из тысяч и тысяч сельских мальчишек, которые утром ходят в школу, а после помогают родителям. Родился в Павлодарской области в селе Лебяжье (сейчас оно называется Акку). С детства увлекался компьютерами, поэтому поступил в университет на специальность «Информатика», который окончил с красным дипломом. После пошел в НИШ попробовать свои силы в преподавательстве и прошел конкурс, в котором, к слову, участвовало 60 педагогов, в том числе, имеющих большой стаж и опыт.
«Мне было 22 года. Молодой, полный энергии, устроился на работу обычным учителем-стажером. С детьми работать – одно удовольствие, я с ними на одной волне, с полуслова друг друга понимаем», - рассказывает Магауин.
В НИШе молодой специалист, помимо информатики, дополнительно преподавал робототехнику. Рассказывает, что вместе со своими семиклассниками учился, честно им признавался, когда что-то не знал, они вместе искали ответы на вопросы, решали задачи и создавали проекты. Постепенно труды начали давать результаты и приносить победы.
«Мы воплощали свои идеи, ежегодно участвовали в различных конкурсах, побеждали. Выигрывали республиканские конкурсы, хакатоны, олимпиады по робототехнике, у нас было много достижений. В течение шести лет в НИШе получил очень большой опыт, профессионально вырос как учитель», - говорит Куаныш Магауин.
Магауин признается, в студенческие годы не было возможности подрабатывать курьером, или официантом, так как в свободное время искал возможности изучать как создавать веб сайты и мобильные приложения. Это не стыдно, но он всегда стремился к знаниям и хотел зарабатывать умом. Поэтому развивался в информационных технологиях на английском языке и очень хотел делиться знаниями и достижениями с молодым поколением. Отработав шесть лет в НИШе решил, что «это не пик Эвереста, надо развиваться дальше, пробовать себя в чем-то новом». Поэтому новый путь вел в столицу – в республиканскую физико-математическую школу (РФМШ), куда преподавателя приняли. Кстати, иностранный язык Магауин практически выучил сам, без чьей-то помощи.
«Я любил играть в компьютерные игры. Например, мне нравилась игра Detroit: Become Human – интерактивный сериал, она полностью была на английском с субтитрами. С помощью него я подтянул английский. Потом, помимо этого, я преподавал с иностранным учителем, в НИШ это называется Team teaching (командное преподавание), мы вместе вели уроки на английском языке. Таким способом можно было и выучить, и подтянуть язык», - утверждает преподаватель.
Ну а чтобы не забыть английский в столице, прошел отбор в РФМШ на курсы Apple. И на протяжении четырех месяцев днем работал в школе, вечер проводил с семьей и четырехлетней дочкой, а по ночам – обучался с нуля у мирового гиганта языку программирования Swift. Причем, он был единственным преподавателем в группе, все остальные однокурсники – это представители сферы IT, работающие в глобальных компаниях. Им этот курс нужен был для подтверждения своих компетенций и навыков, но только не для казахстанского преподавателя.
«Меня спрашивали, почему вы записались на наш курс, чего вы ожидаете? - я работаю учителем в школе, хочу применить полученные знания, поделиться новым опытом в разработке мобильных приложений с детьми, чтобы молодежь развивалась, могли писать приложения также, как и вы за границей. Потому что Казахстан – молодая страна, развивающаяся, технологичная. Мои кураторы были вдохновлены моей мотивацией, и большой целью», - поделился преподаватель.
Говоря простым языком, сегодня большие IT-компании создают свои языки программирования для работы своих систем. Например, у Facebook – это React, у Google- Flutter, у Apple – Swift. Кроме того, у каждой из них есть свои мобильные приложения и важно, чтобы они были не только удобными, но и не занимали много места в телефоне. Поэтому на курсе нужно было выучить язык программирования Apple, чтобы писать приложения для их устройств. И Магауин Куаныш не только выучил все, но и успешно сдал экзамен на английском языке перед представителями Apple и стал первым в Казахстане сертифицированным тренером по программированию Swift.
«Это для меня открывает большие возможности - я могу научить детей в стенах школы создавать приложения для iPhone, iPad, Watch. И они могут сдать такой же экзамен и получить международный сертификат от Apple, что делает их конкурентоспособными на рынке труда», - объясняет преподаватель.
Более того, Куаныш Магауин теперь может обучить любого желающего языку программирования Swift и выдать сертификат. Помимо этого, компания предоставляет право выезжать по обмену опытом в свои центры, чтобы повышать квалификацию. Но пока на время пандемии, такие курсы проводятся онлайн. Кроме того, преподаватель получил право одним из первых получать все новинки в образовании, новые решения и новые приложения Apple в сфере образования.
«Я считаю, что в целом нужно уделять больше внимания учителям на профессиональное развитие, чтобы учителя могли самосовершенствоваться, чтобы никогда не сидели на месте. Знания каждый день обновляются. Если учитель постоянно проходит какие-то курсы, повышение квалификации, учит язык, участвует в международных конференциях, у него расширяется кругозор. Сейчас это нужно на самом деле», - говорит преподаватель.
Недавно Куаныш Магауин слетал в Финляндию, изучал работу одной из лучших систем образования в мире. Говорит, есть сходства, но различий больше. Например, детям после начальной школы с 6-7 класса не задают домашнюю работу. В начальной школе уроки проводятся в интерактиве – если малыши изучают овощи и фрукты, то преподаватель приносит их на урок. То есть, дети трогают, дегустируют и параллельно изучают, что и где растет. А вот математика преподается смежно – с информатикой и робототехникой.
«Дети на планшете вычисляли, выполняли какие-то действия и это автоматически проверялось в режиме онлайн. Учитель получает отчет о классной работе уже с готовыми результатами и в конце проводит анализ о результатах. Активити включали в себя использование робототехники на занятии. Учащиеся так же вычисляют и результат вычисления должен быть такой, чтобы робот, условно, приехал на цифру 15. В другом активити дети развивали финансовую грамотность по полученными знаниям на уроке. Это был урок математики в начальных классах, никто скучно не сидит, не зевает, все веселятся. Уроки проходят весело», - улыбается Куаныш Магауин.
Финское образование построено на принципе – мы учимся мало, но качественно. То есть, дети на уроках только до обеда. После – спорт, активности и вечера в семье. Хотя учатся они пять четвертей с 10 августа до 3 июня что позволяет сократить занятия и увеличить время на саморазвитие. Но опять же, дети не устают из-за небольшой нагрузки. При этом, считает педагог, эту модель нельзя просто взять и скопировать в Казахстан, даже такую систему необходимо адаптировать мод нашу страну, нашу ментальность и реальность. И быстро этого не сделать. Сам же он сегодня не мыслит жизни без своих детей и своих уроков. А уже может когда-нибудь, реализовав все цели в РФМШ, пойти дальше.
«Я из обычной семьи, парень, который вырос за городом, перебрался в город. Возможно все, главное учиться и любить то, что вы делаете», - считает Куаныш Магауин.