Совет «AMANAT»: Несвоевременные меры госорганов привели к дефициту ГСМ в стране
Проблемы с поставкой дизтоплива наблюдаются сразу в нескольких регионах страны
Проблемы дефицита горюче-смазочных материалов (ГСМ) и подготовку к уборочным работам обсудили на заседании Республиканского общественного совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии «AMANAT», передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу партии.
Председатель совета, член фракции «AMANAT» в Мажилисе Аманжан Жамалов отметил, что на сегодня в ряде регионов страны сохраняется дефицит дизельного топлива. В регионах от партии системно работают 216 групп для мониторинга цен на товары, в том числе и ГСМ.
Так, проблемы с поставкой ГСМ отмечены в Акмолинской, Костанайской, Жетысуйской, Западно-Казахстанской областях, Алматы и Шымкенте.
Причину дефицита дизельного топлива прокомментировал министр энергетики Болат Акчулаков.
«В этом году разница цены на дизельное топливо в Казахстане и в соседних странах не 80-100 тенге, а свыше 200 тенге за литр. Это привело к тому, что потребление выросло в разы. Свыше 100 тысяч тонн закупают иностранные потребители. То есть фактически дизтопливо вывозится из страны», – сообщил Болат Акчулаков.
Министр энергетики заверил, что, несмотря на топливный дефицит, казахстанские сельхозпроизводители обеспечиваются ГСМ бесперебойно.
«Цена при отгрузке установлена в 177 тенге за литр. Но с учетом доставки на местах выходит цена 203 тенге за литр. Вопрос отгрузки и доставки находится на контроле. Мы на своем сайте опубликовали контакты региональных представителей, и любой сельхозпроизводитель в случае появления проблем может к ним обратиться. Для этого мы создали штаб. Дефицит на заправках будет устранен в течении нескольких дней», – сообщил министр.
Однако члены совета подвергли критике работу ведомств, допустивших топливный кризис в стране.
По мнению Аманжана Жамалова, несвоевременное принятие мер привело к тому, что страна осталась без резерва ГСМ в преддверии уборочной компании.
«Учитывая, что происходит в мире, в стране должен быть как минимум трехмесячный запас ГСМ. В Казахстане одни из самых низких цен на ГСМ в мире. Зарубежным перевозчикам выгодно заправляться в Казахстане. Узбекские водители везут товары в Москву, заправляются в Шымкенте, потом в Уральске и также назад. Получается, мы косвенно субсидировали доставку узбекских товаров, удешевляли их для российского рынка. Сегодня Правительство ввело дифференцированные цены на дизтопливо в зависимости от региона, транспорта и объема потребления. Для казахстанцев цена дизтоплива 230-260 тенге. Для иностранцев – 450 тенге. Почему только сейчас приняли решение о дифференцированных тарифах? И почему только по дизтопливу? По бензину такая же проблема. А в целом страдает все население Казахстана. И на заправках опять дефицит. И вообще сегодня, благодаря вашим действиям, автомобиль для казахстанцев уже не роскошь. Роскошь – бензин», – высказался Аманжан Жамалов.
По мнению членов совета, основной вопрос при дифференциации тарифа – кто будет контролировать заправки? По словам депутата, нужны условия и требования, обязывающие автозаправочные станции (АЗС) обслуживать в первую очередь казахстанцев.
«Казахстанец приедет на АЗС, ему скажут по 230 тенге дизтоплива нет, есть только по 450 тенге. Не хочешь – не покупай. Будут продавать только иностранным машинам, потому что это выгоднее в 2 раза. В итоге будет страдать население. Уже есть подтвержденные случаи, когда в регионах поставщики льготного дизтоплива продавали его по завышенной цене через АЗС», – отметил председатель совета.
По итогам заседания министерствам энергетики, сельского хозяйства и местным исполнительным органам рекомендовано усилить контроль по обеспечению топлива в стране, устранить проблемные вопросы в распределении и поставке льготного дизтоплива. В свою очередь региональные мониторинговые группы партии продолжат отслеживать реальную ситуацию на местах с ценами и доступностью ГСМ.