Мухтар Джакишев откровенно ответил о причине ареста и об ущербе государству в 100 млрд тенге
Экс-глава «Казатомпрома» дал интервью
Бывший глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев рассказал о своих приговорах и о том, откуда взялась сумма ущерба государству в 100 млрд тенге, передает Azattyq Rýhy. В частности, он назвал причину своего ареста, а также поделился мнением из-за чего он провел длительный срок в колонии.
«Основной срок в 14 лет мне дали за взятку. И когда меня спросили, от кого была эта взятка, давал я ее или брал, я ответил, что понятия не имею. В деле звучало так, что я получил взятку от неустановленного лица в неустановленном месте и в неустановленной сумме, и все это говорит о том, что Джакишев является изощренным преступником, который не оставляет следов своей преступной деятельности, и за это заслуживает самого сурового наказания. Это прямая речь судьи, которую я тогда записал. Это и есть мой приговор», - заявил Мухтар Джакишев в интервью Арманжану Байтасову.
Джакишев рассказал, что во время следствия возникли расчеты, на основании которых следствие пыталось доказать свои обвинения в том, что он нанес ущерб «Казатомпрому», а поскольку компания государственная, то и всей стране.
«Я попытаюсь объяснить как закончилось вот это рассмотрение в уголовном суде, то есть эксперты представляют свои расчеты и говорят: в результате этих действий был нанесен ущерб и называют миллиардные суммы. Основной ущерб был по поставкам кислоты. Тогда ее стоимость на заводе была ноль тенге. «Казатомпром» платит за ж/д тариф по 3700 тенге за тонну. Эксперты берут нулевую стоимость кислоты и тариф 950 тенге. Получается 2800 тенге на каждую тонну кислоты при многомиллионых поставках кислоты в течение нескольких лет получается бешенная сумма в миллиарды тенге набегает. На мой вопрос, откуда вообще взяли 950 тенге, они сказали, что у нас не было ж/д тарифа. Поскольку не мы одни были потребителями этой кислоты, то средневзвешенный тариф 950 тенге не имеет отношения к нашим 3700. Я говорю им, вот теперь вы знаете, что ж/д тариф 3700 тенге. Есть ущерб? На что сказали, что раз такой тариф, то ущерба нет. Судье пришлось вычеркнуть этот ущерб», - рассказал Джакишев.
Он также сказал, что примерно такая же ситуация произошла с вопросом о поставке смолы, которую «Казатомпром» покупал у немецкого завода.
Однако возместить ущерб его все же обязали, и произошло это когда он уже сидел в тюрьме.
«Затем, когда я уже оказался в лагере, в Заречном, расчеты попадают в Капшагайский городской суд. Потом меня переводят из этой зоны в Караганду, выясняется, что без меня, без моего адвоката, Капшагайский суд берет признает эти расчеты ущербом и выносит по ним иск, исполнительное производство и дает право требования уже как бы потерпевшей стороне, «Казатомпрому», на основании этих расчетов требовать с меня эти суммы денег», - утверждает бизнесмен.
Бизнесмен также рассказал, что после условно-досрочного освобождения он первым делом нанял адвоката, чтобы тот затребовал материалы дела из Капшагайского суда, но, как выяснилось позже, в суде их не оказалось.
Мухтар Джакишев считает, что «справедливый Казахстан» должен держаться на трех китах: делать так, чтобы граждан слышали, второе - справедливые суды, третье - экономика нацеленная на повышение благосостояние казахстанцев.
«Мы уже так привыкли жить в эпоху бумажных успехов, каких-то лозунгов за которыми ничего не стоит, каких-то пустых фраз, что уже общество стало немножко циничным. Можно понять почему оно стало циничным, потому что словам уже никто не верит. Никто не верит бумагам, никто не верит диаграммам, особенно когда ты не видишь реальных изменений в жизни», - заключил он.