Эксперт: ЛРТ – проект для последующих поколений

Azattyq Rýhy
30.06.2022, 11:29

Специалисты высказались о необходимости завершения масштабного строительства

Фото: ЭК/Валерий Калиев

Аким столицы Алтай Кульгинов в интервью различным СМИ прокомментировал завершение строительства ЛРТ. Корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с экспертами и выяснил их мнение по поводу многострадального проекта.  

По словам Кульгинова, совместно со специалистами были рассмотрены все возможные варианты – от полного демонтажа и создания общественного пространства, до запуска альтернативного вида транспорта.

В случае с демонтажем, все упирается в колоссальные деньги. Судите сами: каждая опора весит 220 тонн, а таких насчитывается свыше 500. Строительно-монтажные работы уже влетели в копеечку, а средства, между прочим, заемные – это около 475 млн долларов. «Если демонтировать, то государственные деньги будут потрачены неэффективно», - резонно заявил аким.

Создание пешеходного пространства также видится специалистам нерациональным. Во-первых, опять же дороговизна проекта с учетом уже потраченных денег; во-вторых, при столичных климатических условиях, данная территория использовалась бы только летом.

Запуск электроавтобусов по эстакаде тоже невозможен: разработчики подчеркнули, что инженерные конструкции изначально спроектированы только под легкорельсовый транспорт.

Таким образом, как отметил сам Кульгинов, точку невозврата мы прошли, целесообразно достроить проект ЛРТ.

При этом, проект оптимизирован: из 18 станций остаются лишь 8. Из 19 запланированных подвижных составов (один состав состоит из 4 вагонов) на первом этапе достаточно 5 составов. Интервал составит 15 минут.

Для справки: Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) – городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.

Разновидностями легкорельсового транспорта являются трамвай и скоростной трамвай, в том числе подземный трамвай. При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена и городской железной дороги (S-Bahn) являются нечёткими. Термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). В отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Данный вид транспорта получил широкое распространение за рубежом – за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, около 100 систем ЛРТ в данный момент находятся на различных стадиях проектирования и строительства.

Опрошенные нами эксперты и общественники согласны с выводом строителей и чиновников. ЛРТ, по их словам, необходимо достроить, и это настоящий вызов для акимата.

«Думаю Кульгинов справится, потому что это шанс в первую очередь доказать общественности свою профпригодность и закрыть наболевшую тему для жителей столицы. Уверен, что если ЛРТ будет достроено, то данное сооружение будет связано с именем акима и в народе пойдет молва: «Кульгинов достроил». Короче говоря, это очередной челлендж для Алтая Сейдировича», - считает политолог Самат Нуртаза.

«Выступление столичного градоначальника общественность давно ждало. С января, когда Касым-Жомарт Токаев сообщил о том, что LRT требует дополнительного изучения и обсуждения прошло немало времени. Конец июня и мы слышим сообщение о том, что проект жив и оптимизируется. В текущей ситуации, думаю, что это правильное решение – дальше развивать проект и оптимизировать. Транспортный коллапс в столице – это вопрос времени, нельзя надеется только на автобусы, нужно подходить систематически к вопросу общественного транспорта. Линия ЛРТ – многострадальный проект в столице, и здесь нужно уже быть более решительным в действиях. Да, есть много критики ЛРТ, это имеет право быть, но надо смотреть на десятилетия вперед. Есть место для легкорельсового транспорта, есть и должно быть. Город стремительно растет. Надо заложить данный проект для последующих поколений», - убежден Ерлан Сакенов, администратор группы «Астана. Что? Где? Когда?» в Facebook.

При этом, в успешном завершении проекта особую роль они отводят самому Алтаю Кульгинову.

«Послушал столичного градоначальника. Скажу, что понравилось то, что нет громких, хайповых лозунгов. Все по делу и по возможностям. Быть акимом в столице – это нелегкое бремя. Всегда на виду, все на виду у главы государства. Ошибаться аким столицы не имеет право.

Поэтому в целом можно смело сказать, что Алтай Кульгинов справляется со своей задачей и наверно войдет в историю как аким занимавший пост самое продолжительное время. Тем более данный факт ценен в сегодняшних реалиях, когда идет смена элиты, когда многие мастодонты и привычные чиновники уходят. Сохранить свой пост в такое время можно лишь своим трудолюбием и ежедневным контролем. Потому что неубранный снег, затопленная улица сразу попадает в соцсети и в ракурс журналистов», - отметил Нуртаза.

«Кульгинов показывает себя технократичным управленцем. Видно, что он не хватается за все подряд, но четко исполняет поручения Президента по списку. Видно по интервью Tengrinews: на все привлекающие внимание горожан вопросы отвечает четко и содержательно. Раньше тоже не верилось. Но лично я в начале года тоже встречался лично с акимом, и задал свой список вопросов, и вполне себе без запинки ответил на все мои вопросы. Причем, те же самые ответы в развитии даются и сейчас, показывая последовательность акимата», - добавил его коллега, политолог Газиз Абишев.

Вам будет интересно: