Наказания за незаконную вырубку и уничтожение леса ужесточат в Казахстане

Новые законопроекты одобрил Мажилис

Наказания за незаконную вырубку и уничтожение леса ужесточат в Казахстане
Иллюстративное фото: liter.kz

Депутаты Мажилиса рассмотрели и одобрили в первом чтении поправки в законодательство по вопросам усиления административной ответственности за экологические нарушения, передает Azattyq Rýhy.

На пленарном заседании Мажилиса министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев представил проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления административной ответственности за экологические нарушения» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления ответственности за экологические правонарушения». Эти проекты документов, по его словам, разработаны в соответствии с поручением главы государства, данным 1 сентября 2020 года в рамках Послания народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий».

По информации министра, в целях защиты национальных парков и других природных богатств Казахстана проектами законов предусматриваются внесение изменений и дополнений в три кодекса РК.

Первое: изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях.

«Ежегодно не прекращаются факты возникновения лесных пожаров и очагов вредителей в лесных массивах по причине несоблюдения лесопользователями правил пожарной безопасности и санитарных правил при осуществлении заготовки и вывозки древесины. В связи с тем, что Казахстан является малолесистым (всего 5% от общей площади), в целях сохранения лесов необходимо усилить ответственность лесопользователей. Законопроектом предлагается в части 2 статьи 368 КоАП «Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и древесных соков, второстепенных лесных материалов» увеличить размер штрафов за деяния, совершенные на особо охраняемой природной территории», – сообщил Сериккали Брекешев.

В связи с актуальной проблемой засорения национальных парков твердо-бытовыми отходами, продолжил он, планируется увеличить размер штрафов за уничтожение или повреждение лесной фауны, а также за повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и за иное нанесение ущерба землям лесного фонда. Изменения будут внесены в части 4 статьи 372 КоАП.

«В последние годы резко возросло количество случаев нарушения порядка пребывания физических лиц на отдельных видах особо охраняемых природных территорий. Если в 2017 году совершено всего 41 правонарушение, то в 2020 году, несмотря на пандемию, более 900 лиц привлечены к ответственности. В этой связи законопроектом предусмотрено увеличение размера штрафа с 2 до 5 месячных расчетных показателей (статья 380 КоАП)», – отметил глава Минэкологии.

В настоящее время за нарушение режима особо охраняемых природных территорий в КоАП ответственность не предусмотрена, однако предусмотрена в Уголовном кодексе РК – в статье 342. В этой связи Кодекс об административных правонарушениях планируется дополнить новой статьей 380-1 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий».

«Ответственность по данной статье наступает в случае нарушения режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ), причинившего значительный ущерб. Данная статья будет распространяться на случаи нарушения режима ООПТ, но в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния», – пояснил он.

Второе: изменения и дополнения в Уголовный кодекс РК.

Учитывая неизменную динамику незаконных порубок леса, проектом закона предлагается снизить показатель:

  • значительного ущерба со 100 МРП до 50 МРП;
  • крупного ущерба со 1 000 МРП до 500 МРП.

При этом показатель особо крупного ущерба останется без изменений, он составляет 2 000 МРП.

«Также в статьях 324, 325 , 326, 328, 329, 330 и 333 термин «экологический ущерб» заменен на «ущерб», так как термин «экологический ущерб» не имеет юридического определения в уголовном праве. Формулировки, касающиеся определения общественно-опасных последствий, в Уголовном кодексе закреплены как «крупный ущерб и крупный размер» и «особо крупный ущерб и особо крупный размер» (статья 3 УК)», – подчеркнул Сериккали Брекешев.

В целях ужесточения ответственности за причинение экологического ущерба внесен ряд изменений.

В статье 332 «Порча земли» УК предусмотрен более строгий вид наказания за причинение ущерба на особо охраняемой природной территории. 

«Это связано с имеющимися фактами засорения земли ООПТ промышленными, бытовыми или иными выбросами или отходами, отравлением, загрязнением или иной порчей земли долгосрочными пользователями. Предлагаемые поправки связаны с тем, что земли ООПТ находятся под особой охраной государства, нарушение плодородного слоя земель представляет особую общественную опасность и влечет подрыв экологической безопасности», – рассказал он.

В статье 334 «Самовольное пользование недрами» УК в целях обеспечения неотвратимости наказания и повышения качества профилактики незаконной добычи недр часть 1 переведена из разряда уголовных проступков в преступление, и ужесточена санкция путем внедрения меры наказания в виде лишения свободы сроком до 3 лет, продолжил министр. Санкция части 2 этой же статьи также изменена путем ужесточения наказания в виде лишения свободы с 3 до 4 лет. Внесены изменения в диспозицию части 1, а именно снижен порог причиняемого размера ущерба для образования состав уголовного правонарушения, то есть с крупного размера до значительного ущерба. В части 3 предлагается предусмотреть более строгий вид наказания за причинение особо крупного ущерба на особо охраняемой природной территории.

«При незаконной порубке деревьев виновным лицам назначались общественные работы или небольшие штрафы. Наказания, назначаемые за совершенное деяние, несоразмерно с причиняемым ущербом. В этой связи в статью 340 «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников» внесены изменения в части перевода данного нарушения из разряда проступка в категорию преступлений. В статье 342 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий» усилена часть 1 и дополнена частями 3 и 4 с разделением на квалифицирующие признаки, а также предусмотрена ответственность за деяния, повлекшие причинение особо крупного ущерба», – сообщил он.

Третье: изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РК.

Внесены изменения в статью 187 «Подследственность», предусматривающие, что причинение особо крупного ущерба, относящееся к категории тяжких преступлений, будет рассматриваться органами следствия.

«В статье 334 Уголовного кодекса часть первая переводится из категории проступков в преступления средней тяжести, при этом в части первой из крупного ущерба предлагается перевести в значительный, а в части второй из особо крупного ущерба в крупный ущерб. В связи с чем части первая и вторая будут расследоваться в форме дознания. Статья 342 дополняется частью третьей, предусматривающей причинение крупного ущерба. В связи с чем данная часть будет рассматриваться в форме дознания. Части вторая и третья статьи 340 переведены из протокольной формы в дознание,  в связи с переводом из уголовного проступка в преступление средней тяжести», – отметил Сериккали Брекешев.

По его мнению, принятие законов об усилении ответственности за экологические нарушения имеет важное значение для сохранения национальных природных богатств, уникальных экосистем и мест обитания животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, будет дисциплинировать пользователей, а также в долгосрочной перспективе будет способствовать сохранению биологического разнообразия.

Новости парнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.