«Многие госуслуги будут недоступны»: Багдат Мусин – о цифровизации в Казахстане
Количество госуслуг, создаваемых человеческим фактором, составляет около 85%, сообщил министр
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин рассказал о проводимой работе по цифровизации государственных услуг в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.
«Совершенствование государственных услуг на основе реинжиниринга бизнес-процессов позволило, в частности, сформировать новый их перечень. В результате количество видов деятельности превысило 1 300. Так, услуга «регистрация недвижимости» на самом деле состоит из 26 видов. В связи с этим, Алихан Асханович (Смаилов, премьер-министр РК – AR) прошу дать поручение государственным органам о дальнейшем расширении перечня государственных услуг до конца текущего года», – сказал Багдат Мусин на заседании Правительства РК.
По его данным, в настоящее время 93% госуслуг доступны онлайн, но некоторым госорганам еще предстоит совершенствовать эту работу.
«На основе этой новой инициативы мы внедряем усовершенствованную метрику автоматизации. Это показало, что количество проактивных и полностью автоматизированных услуг, то есть услуг, создаваемых без человеческого фактора, составляет 6%. Так, Министерством труда и социальной защиты населения проводится масштабная работа по переводу важных социальных услуг в проактивный формат. Эти услуги очень хорошо ценятся среди населения», – продолжил министр.
По его мнению, необходимо активизировать работу по внедрению проактивных услуг и другим госорганам.
«Так, проведенный Министерством (цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК – AR) анализ показал, что большая часть государственных услуг, то есть количество услуг, создаваемых человеческим фактором, составляет около 85%. Это очень большой показатель. Поэтому госорганам необходимо активно участвовать в увеличении количества электронных услуг, создаваемых без человеческого фактора. В этой связи, Алихан Асханович отметил, что госорганам необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы и довести до 50% полностью автоматизированных электронных услуг. Многие услуги будут недоступны из-за проблем с информационными системами госорганов. Например, можно отметить восемь услуг Министерства сельского хозяйства», – отметил Багдат Мусин.
Таким образом, госорганам необходимо до конца года снизить сбои в работе информационных систем и обеспечить доступность всех электронных услуг утверждает он.
«Сегодня по количеству электронных услуг, в целом, мы наблюдаем положительные изменения. Также отмечу рост использования электронных услуг в мобильном приложении eGov mobile в 2 раза. Кроме того, цифровые сервисы пользуются широким спросом у граждан. К примеру, следует отметить, что цифровые документы за 5 месяцев этого года валидировали более 6 млн. В целом это подтверждает широкое использование цифровых документов государственными органами и учреждениями. Сегодня гражданам доступно 18 документов на других цифровых платформах – это Kaspi, Homebank и др. До конца этого года мы планируем выпустить на внешние платформы 20 самых популярных госуслуг», – сообщил глава Минцифры.
По его словам, была решена проблема незаконной регистрации через SMS.
«Мы сократили время ожидания контакт-центра с 5 минут до 20 секунд. Реализуем новый перспективный проект по документированию граждан, предлагаемый без человеческого фактора. Если на сегодняшний день уходит в среднем 20-30 минут, то при установке клемм процесс сокращается до 5-10 минут», – сказал Багдат Мусин.
В свою очередь реализация проекта «Видео ЦОН» позволяет гражданам получать услуги удаленно, не обращаясь в центр обслуживания населения, кроме получения консультаций. При таком подходе доступны 13 услуг, а до конца года их количество вырастет до 63, добавил он. В этой связи профильным министерством совместно с госорганами планируется до 2025 года предоставлять консультации и услуги гражданам посредством «Видео ЦОН».
«Мы ввели возможность оплаты пошлин через QR в ЦОНах. В результате за 5 месяцев экономия средств граждан составила 205 млн тенге. Стоит отметить, что все пошлины следует сдавать на оплату через QR. В свою очередь, это позволит не только сэкономить средства граждан, но и сделать еще один шаг к ликвидации теневой экономики», – подчеркнул министр.
В рамках поставленной главой государства задачи по созданию цифровой платформы для выдачи ипотеки кардинально пересмотрен процесс оформления ипотеки с участием банков. Вместе с тем, на государственную субсидию на квартиры, сданные семьями через банковскую платформу, были выданы 11 160 заказов, более 6 тыс. из которых уже получили положительное решение. Регистрация залога за счет блокчейн-технологий можно оформить без нотариусов и ЦОН.
«В рамках указа по дебюрократизации будет оптимизирован процесс формирования отчетности. В результате мы планируем до конца года сократить их количество на 20%. Создание отчетов и реестров данных позволяет создавать отчеты и типы данных для исключения дублирования запросов информации, а также для отработки автоматизации данных. В этой связи государственным органам до конца года необходимо провести реинжиниринг своих отчетов для перевода 20% отраслевых данных в автоматическую форму. На основе реинжиниринга процессов законотворчества и бюджетного планирования будут сокращены их сроки», – сообщил Багдат Мусин.
Совместно с Google запущена программа Silkway accelerator. Казахстан, которого ранее не было, определен основным партнером для стран Центральной Азии по данной программе.
«Создана платформа SIMP, которая позволит выстроить более тесное взаимодействие недропользователей, IT-компаний, промышленных предприятий по цифровой трансформации и внедрению элементов Индустрии 4.0. Доля местного содержания по итогам 2021 года превысила 67%. Это положительный показатель после пандемии. В 2020 году это было 44%», – продолжил он.
Важной частью развития IT-экосистемы является человеческий капитал. Главой государства поставлена задача к 2025 году подготовить не менее 100 тыс. квалифицированных IT-специалистов, напомнил глава Минцифры.
«По итогам прошлого года подготовлено более 22 тыс. IT-специалистов. В регионах страны открыты три IT-технопарка. В 2021 году открыто семь частных инновационных IT-школ. В этом году открылись четыре новые школы. В качестве альтернативного образования в прошлом году 13 IT-школ получили 100 ваучеров. В этом году будет представлено 3 тыс. ваучеров. Для повышения качества ІТ образования в высших учебных заведениях проведена интеграция 14 факультетов с профильными IT-университетами. IT-экспорт за последние два года показал рост в 2 раза. В прошлом году объем IT-рынка составил 3,6 млрд долларов США. В рамках программы акселерации экспорта заключены контракты на 800 тыс. долларов США. Для поддержки отечественных компаний на внешних рынках были продемонстрированы презентации в восьми зарубежных странах», – сказал он.
Также ведется большая работа по релокации в страну зарубежных IT-компаний.
«Уже есть результат, работа в этом направлении найдет свое отражение. В Международном финансовом центре «Астана» на базе Экспат-центра по принципу «одного окна» запущена специальная услуга для иностранных IT-специалистов. На сегодняшний день оказана помощь более 1 тыс. IT-специалистам», – отметил Багдат Мусин.