Цифровизация должна решать задачи, а не быть модной тенденцией – эксперты

Автор: Смагулов Амир

Как трансформируется полиция в цифровую эпоху

Много слов сказано о реформах в полиции. Задачи перед этой госструктурой действительно стоят огромные. Понятно, что полное внедрение изменений, способных повысить эффективность работы, дело не одного года. И все же существуют перемены, видимые уже сейчас. Но слаженно ли работают нововведения? Какие места при переходе на «цифру» являются наиболее слабыми? И самый главный вопрос – почему не заметен антикоррупционный эффект от цифровизации? Эти и другие моменты мы обсудили с экспертами в материале Azattyq Rýhy.

В первую очередь, цифровизация должна предоставлять ускорение получения государственных услуг. Из открытых источников известно, что 95% госуслуг в этой сфере официально автоматизированы, что априори должно обеспечивать прозрачность всех проводимых процедур. По словам самих представителей МВД, вся бумажная волокита практически переведена в цифровой формат. Реализуется ряд цифровых проектов, среди них «E-уголовное дело», «Единый реестр административных правонарушений», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Е-Обращение» и многие другие. Однако на практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда общественность просто напросто не может получить необходимую услугу или же когда системы работают некорректно. Чтобы в этом удостовериться, достаточно зайти в группу с обращениями в популярной сети Facebook или даже в обычный общедомовой чат. Назревает вопрос: «цифра» внедрена для галочки?

Может быть, все потому, что проекты разработаны и внедрены, а сами сотрудники оказались к этому не готовы? Насколько бы ни был процесс автоматизирован, управляет им пока что все равно человек.

«Квалификационные требования к работникам правоохранительной системы должны быть на порядок изменены. Сотрудники должны владеть знаниями в области программного обеспечения, знать тренды в области цифровизации», - считает Senior Lecturer Департамента уголовного правосудия Высшей школы права Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева Нурлан Ниетуллаев.

К тому же, цифровизация должна оптимизировать численный состав правоохранительных органов и ускорить имеющиеся процессы. По мнению эксперта, на деле идет обратный процесс. Определенные IT-разработки имеются, но от бумажного оборота документов отказываться не спешат. А ведь смысл далеко не в альтернативе…

«В пример можно привести систему «E-уголовное дело». Как они сами поясняют, данное цифровое решение призвано заменить существующую систему фиксации движения дела на бумажных носителях. А получается, что сроки досудебного расследования увеличиваются, ведь бумаготворчество и электронная версия идут вровень. То есть, сначала дело ведется традиционно, на бумаге, а затем механически «переводится» в цифровой формат. Сотрудники львиную долю своего времени теперь вынуждены уделять компьютеру. Цифровизация ведь должна решать определенные задачи, а не быть просто модной тенденцией», - говорит Нурлан Ниетуллаев.

Несмотря на стремление к использованию новейших технологий, причиной слабого прогресса в этом деле нередко являются сами разработчики и «специалисты» по запуску новых систем. Ни для кого не секрет, что для этого требуются целые команды профессионалов. Они, несомненно, есть, но привлекаются ли – большой вопрос. Пока цифровизацию будут внедрять неквалифицированные кадры, успехов в этой части добиться практически невозможно.

«В целом, в обществе стартапов сложился скепсис о том, что нет смысла делать B2G проекты из-за бюрократии в госорганах. Но мы видим, что в последнее время государственные органы все больше проявляют интерес к разработкам казахстанских IT-компаний и стартапов. Самым успешным примером является проект «Сергек», который был создан местными разработчиками», - отмечает директор офиса корпоративных инноваций и цифровых компетенций Astana Hub Танат Ускембаев.

По словам собеседника, существуют и не столь громкие примеры взаимодействия отечественных стартаперов и правоохранительных органов. Но об этом не принято говорить вслух.

«Откровенно говоря, среди участников международного технопарка Astana Hub есть стартапы, которые работают с правоохранительными органами. Но к сожалению, учитывая специфику деятельности органов власти, разработчики не имеют возможности делиться конфиденциальной информацией. Более того, у нас даже нет информации касательно количества проектов, сотрудничающих с органами», - говорит Танат Ускембаев.

Правоохранительная система на сегодняшний день, наверное, больше других нуждается в «цифре», потому как уже в течение долгого времени окутана в некий ореол тайности.

Своеобразная «вишенка» на торте цифровизации правоохранительной системы – избавление от коррупции. И, честно говоря, даже использование современных гаджетов – жетонов-видеорегистраторов, систем видеонаблюдения в помещениях органов внутренних дел и других технических средств не поможет, пока сотрудники не лишатся возможности отключения устройств от записи, распространения зафиксированных видеофайлов. Хотя сами представители МВД не раз представляли видеофиксацию как всевидящее око, которое не только помогает в раскрытии преступлений, но и в борьбе с коррупцией в органах.

«Цифровизацию можно было бы использовать даже для анализа эффективности работы отдельно взятых сотрудников, как это делается в спорте. Понятно, что масштабы по финансированию не сопоставимы, но все-таки. На сегодняшний день цифровизация, особенно в структуре МВД, выглядит как дорогая игрушка, с которой можно играть только по большим праздникам», - делится мнением Нурлан Ниетуллаев.

Резюмируя, нужно отметить, что переход на цифровизацию в правоохранительной системе осуществляется весьма хаотично, непродуманно. Оттого и все недочеты, сбои, а в результате – недовольство населения и отсутствие улучшения работы, топтание на месте. В целом, для грамотного подхода не нужно даже изобретать велосипед, достаточно качественного мирового опыта, который необходимо адаптировать под наши реалии.