$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
25.09.2019, 20:05
Общество

Административное судопроизводство планируют ввести в Казахстане

Разработанный проект Административного процедурно-процессуального кодекса также предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий - до 100 МРП

Административное судопроизводство планируют ввести в Казахстане
Фото: vlast.kz

Министерством юстиции РК совместно с Верховным судом РК разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса. О проекте нового кодекса на пресс-конференции рассказал министр юстиции РК Марат Бекетаев, передает Azattyq Rýhy.

«Проектом кодекса внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке. Данный институт позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. Кроме того, дополнительным преимуществом досудебного обжалования является возможность проверки решения не только на предмет законности, но и целесообразности, что предоставит большую правовую защиту интересам частных лиц», - сказал Марат Бекетаев.

«Важно заметить, что вводимая модель регулирования административных процедур не сможет полностью реализовать свой потенциал при отсутствии должного контроля со стороны судебных органов. В этой связи для рассмотрения споров с органами власти в суде предлагается ввести новый вид судопроизводства – административный», - добавил он.

Относительно порядка осуществления административного судопроизводства министр обратил внимание на следующее: главной отличительной чертой нового вида судопроизводства – административного – от гражданского станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств.

«На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. В этой связи представляется обоснованным усиление роли суда, а также установление иных компенсационно-процессуальных механизмов при рассмотрении данной категории споров. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно», - подчеркнул он.

Наряду с этим, устанавливается система административных исков, выделяемые в зависимости от предмета и оснований для предъявления. Водится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Проект предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 месячных расчетных показателей) как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

«Отдельно хочется отметить, что проект кодекса предлагает поставить на утрату Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». В процессе развития правовой системы Казахстан нуждался в законе, который бы обеспечил постоянный канал связи о «болевых точках» управленческой системы, оценке соблюдения законодательства на местах, реакции населения на принимаемые государством решения. Закон об обращениях оправдал ожидания законодателя, так как успешно выполнял поставленные перед ним задачи. В настоящее же время необходимость усиления гарантий прав граждан при рассмотрении заявлений и жалоб обусловила принятие нового закона. При этом оправдавшиеся подходы закона об обращениях будут сохранены», - отметил Марат Бекетаев.

Помимо этого, в проекте кодекса, учитывая, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и иными лицами, предлагается закрепить понятие «административный орган».

«Для чего это нужно? В случае если негосударственный субъект уполномочен принимать решения, направленные на реализацию прав граждан, то он будет обязан соблюдать гарантии, установленные проектом кодекса. К примеру, несмотря на то, что субъекты естественных монополий обязаны оказывать услуги гражданам, их решения нельзя обжаловать в порядке, установленном Законом «Об административных процедурах», поскольку субъекты естественных монополий не являются государственными органами. В случае же введения в действие кодекса его положения будут распространяться на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан», - сказал министр юстиции РК.

Кроме того, вводятся новые принципы, призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. Например, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан, утверждает Марат Бекетаев. В свою очередь принцип соразмерности позволит проверить устанавливаемые меры ограничения на предмет пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели.

«Закрепляются процедурные гарантии, которые обеспечат «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти. Иными словами, устанавливается обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения. Кроме того, гражданин будет иметь возможность ознакомиться с материалами, которыми административный орган руководствовался при вынесении правового решения», - продолжил он.

Для достижения единообразного регулирования предлагается установить понятные и последовательные стадии деятельности органов власти. Выделены стадии возбуждения процедуры, рассмотрения дела, а также принятия решения.

«Вводимая система стадий позволит, с одной стороны, унифицировать всю управленческую деятельность, ограничив ведомственные различия, а, с другой стороны, оптимизировать работу госорганов, освободив от разработки множества правовых актов, регулирующих их деятельность», - отметил министр.

«Вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. Гражданин должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина. Допустим, после выдачи лицензии на осуществление той или иной деятельности орган контроля и надзора выясняет, что печать на данной лицензии является устаревшей. Однако в данном дефекте нет вины гражданина. В этом случае лицензия не должна отзываться, если незаконное решение не нарушает права других лиц», - добавил Марат Бекетаев.

Новости партнеров