Молитва в университете: религиовед ответил противникам инициативы

20.04.2022, 21:41

Он объяснил, почему намазханы в университетах не противоречат светскости Казахстана

Фото: lowyinstitute.org

Предложение открыть специальные молельные комнаты в казахстанских университетах вызвало острую дискуссию в обществе. Многие выступили против подобной инициативы. Ее автор Елнар Берикбаев, PhD-докторант, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби, ответил на их доводы, передает Azattyq Rýhy.

«Как вы знаете, я предложил открыть молельные комнаты (намазханы) в университетах.

В первую очередь, хочу поблагодарить тех, кто поддержал идею, поделился у себя на странице моим постом. Но есть и те, кто выступил категорически против, обвинив меня чуть ли не в пособничестве терроризму. И всё-таки, спасибо за ваше мнение.

Детально изучив ваши замечания, отвечаю по двум наиболее распространенным возражениям:

1. «Намазханы в университетах противоречат принципу светскости, закрепленному в Конституции Казахстана»

Мы должны уйти от подобного☝️примитивного понимания светскости.

Светскость - это не атеизм или игнорирование потребностей верующих, это означает лишь то, что законы государства базируются на Конституции, составленной людьми, а не на священных религиозных текстах.

Понятие «светское» означает, что государство во всех сферах жизни, в том числе и в религии, ОБЕСПЕЧИВАЕТ СВОБОДУ СОВЕСТИ человека.

Молельные комнаты для мусульман есть во многих университетах США, Южной Кореи, Турции, Канады, Германии, России (все светские гос-ва) и тд.

2. “Совершение намаза в университете будет мешать учебному процессу: студенты начнут опаздывать на занятия, отпрашиваться с пар для совершения молитвы”

Если говорить о минимальной длине намаза, то совершая необходимый минимум не спеша, можно совершить молитву за 5 минут + 5 минут на омовение (дәрет алу). В общей сложности не больше десяти минут (время одной перемены в универе)

Но если будут возникать такие моменты, то университет будет руководствоваться правилами внутреннего распорядка, нарушение которых может повлечь за собой от замечания до закрытия помещения.

Открыт к конструктивным замечаниям, готов к дискуссиям, дебатам в прямом эфире по данной теме», - написал Берикбаев (орфография и пунктуация автора сохранены).

Ранее религиовед высказался о ношении паранджи и никаба. По его словам, такая одежда характерна для арабских стран из-за климатических условий, а в культуре казахов ее никогда не было. 

Вам будет интересно: