Не таким уж гостеприимным оказалась СКО для приезжих из южных регионов – дома холодные, заработков нет
На заседании Общественного совета Северо-Казахстанской области 19 апреля подвели итоги реализации программы переселения граждан из трудоизбыточных регионов и кандасов из других стран. Программа «Енбек» действовала с 2017 по 2021 годы и должна была восполнять потери трудоспособного коренного населения, которое ежегодно тысячами уезжает из Северного Казахстана, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Петропавловск.news.
С продолжительной речью на основе заключения аудита, проведенного в августе прошлого года по реализации программы «Енбек», выступил член совета региона Павел Афанасьев. Он отметил, что в первые годы действия программы переселенцев привлекало новое жилье. Люди приезжали, но разочаровывались, столкнувшись с холодной жизнью на севере региона.
«В первую очередь возмущения вызывали наспех, а, наверное, и насмех построенные дома. Хорошо оплачиваемая работа оставалась лишь обещанием. Участниками программы «Енбек» с 2017 года стали 30 тысяч человек. 9 тысяч из них переселились в Северо-Казахстанскую область. Всего на реализацию программы государство выделило более 20 млрд тенге», – сказал Павел Афанасьев.
Также среди причин отъезда переселенцы указывают окончание срока действия социальных и трудовых договоров. Работа чаще всего носила сезонный характер. Они отмечали, что в Северо-Казахстанской области высокие цены на продукты и сройматериалы. Профлист в Шымкенте можно было купить за 6 тысяч, в СКО – за 22 тысячи. Неудобен для переселенцев языковой барьер, поскольку в селах в основном русскоязычное население.
«Дома для переселенцев находятся на окраинах городов и сел. Переезжая, приходится адаптироваться методом проб и ошибок, общаясь в своем узком кругу. Практичная, на первый взгляд, программа у нас напоминает ссылку. Коренные жители продолжают покидать Северный Казахстан. На их место прибывают кандасы и переселенцы, но не восполняют демографический разрыв. Также нужно иметь ввиду, что растет смертность (за 2021 год на 13%), а рождаемость продолжает падать (на 3,5%)», – рассказал член Общественного совета Северо-Казахстанской области, тем самым отметил слабую эффективность от реализации программы «Енбек».
У председателя Постоянной комиссии Общественного совета региона Евгения Кинцель другая точка зрения на реализацию программы. Он уверен, что есть и положительные стороны. Что переселенцы в деревнях чувствуют себя гораздо лучше коренных жителей.
«Был в районе Шал акына и Есильском районе как депутат. Видел своими глазами условия, созданные для переселенцев – живут лучше коренных жителей города Сергеевка. Все проблемы кандасов есть и у коренных жителей. Был в домах. Построены хорошо, коммуникации подведены. На все недочёты реагируют. При мне кандасы жаловались, что акимат не предоставляет дрова, хотя акимат этого и не должен делать. При мне привезли холодильники, собирали детей в школу. Переселенцы живут лучше коренных жителей. Проблемы с трудоустройством есть, но они такие же, как у всех жителей. Программа работает. Часть переселенцев уезжает, это нормально. Если программа будет работать дальше, количество переселенцев будет возрастать, и это хорошо», — заявил Евгений Кинцель.
Павел Афанасьев возразил, что на местных жителей программа не действует, а на переселенцев выделяли 20 миллиардов тенге.
«Переселенцы и должны жить лучше, столько средств на это потрачено. Но почему-то этого не происходит! Раз деньги выделяют, мы вправе спросить: куда они тратятся? Дома по несколько лет стоят пустые. Наверняка, от этого приходят в негодность. Потом в них заселяют, а он простоял 3 года. Весь промерз, его не протопишь. Это мои выводы», – парировал Павел Афанасьев.
А ведь дома, построенные для переселенцев, действительно, пустуют годами. Павел Афанасьев привел данные по заселению домов, сданных в 2018-2021 годы (то есть некоторые из них стоят бесхозные 3 года).
«В Айыртауском районе не заселены 17 домов, в Жамбылском – 23 дома, по Акжарскому – не заселены 10 из 94 построенных, в Мамлютском из 15 заселены только 2, в Тимирязевском – построено 67, выкуплено 62, только в 6 живут семьи», – отметил он.
На этот раз Евгений Кинцель согласился с выступающим. Отметил, что вопрос надо ставить иначе: не то, что кандасы живут плохо и поэтому уезжают, а все ли деньги потрачены целевым способом.
«Делать из условий жизни кандасов вселенскую проблему не нужно. Видел своими глазами, как они живут», – подытожил он.
За 5 лет действия программы «Енбек» в регион переселились 9 120 человек из южных областей Казахстана, а также из Нур-Султана, Алматы, Шымкента. Остались жить в области 94% переселенцев. Регион покинули 556 человек.
С 2016 года в область прибыли 850 кандасов из: Китая – 342 человека, Узбекистана – 201, России – 118, Монголии – 143, Ирана – 33, Афганистана – 8, Таджикистана – 2, по 1 человеку из Туркменистана, Кыргызстана и Украины. Из них 610 человек получили субсидии на переезд и на возмещение расходов по аренде или выкупу жилья.
Как отметил заместитель руководителя Управления строительства, архитектуры и градостроительства региона Кайрат Мустафин, по программе «Енбек» в 2019-2021 годы в районах области выкуплены 1 206 домов на 8,6 миллиарда тенге. Мониторинг выявил 485 домов с замечаниями и дефектами. На сегодня из них отремонтированы 472 дома, по 13 домам работы не завершены в Айыртауском, Мамлютском и Тайыншинском районах. Срок завершения, по словам чиновника, в мае-июле этого года.
В 2019-2020 годы дома выкупали по 7 миллионов тенге. В 2021 году после проверки Администрацией Президента и Счетным комитетом со второго полугодия дома начали выкупать по 8 миллионов тенге.
«Дома приобретались по госзакупкам. При выкупе они соответствовали необходимым требованиям процедуры закупок. Некачественное выполнение отдельных видов строительных работ было обнаружено только в период эксплуатации, что и было выявлено в результате проверки. В целом основные нарушения (65%) приходятся на внутренние работы – недостаточное утепление кровли, пола; некачественная установка входных дверей, отсутствие сантехники, повреждены или частично отсутствуют отмостки вокруг домов. В целом во всех домах при проверке конструктивных элементов на несущую способность замечаний не выявлено», – пояснил Кайрат Мустафин.
В то же время на устройство хозпостроек, септиков, ограждения, подключения к водоснабжению и электроснабжения, устройству дорог и других мероприятий из бюджетов районов и области были выделены порядка 800 миллионов тенге. Хотя по программе было предусмотрено только финансирование выкупа домов.
Как было сказано выше, программа «Енбек» завершила работу в Казахстане. Комитетом труда, социальной защиты и миграции разработаны «Правила добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы». Документ еще не принят, находится на регистрации в органах юстиции. Предусмотрены 3 механизма обеспечения жильем переселенцев:
Строительство домов согласно правилам предусматривается при 15% софинансировании работодателем. То есть получается, что работник поедет к конкретному работодателю. Дома будут строиться под присмотром. Наверняка, улучшения будут.
«Также ожидается принятие «Правил субсидирования арендной платы 50 на 50», по которым 63 дома готовы «под ключ», по 20 домам смонтированы каркасы. Субсидированию подлежат затраты работодателя после ввода дома в эксплуатацию в размере 50% от его стоимости. Затраты будут определять по отчету об оценке: общая площадь жилья должна быть не более 100 квадратных метров. Стоимость 1 «квадрата» не более 100 тысяч тенге. В случае превышения площади дома более 100 квадратных метров и стоимости 1 м2 более 100 тысяч тенге, расходы покрываются за счет собственных средств работодателя», – объяснил Кайрат Мустафин.
Предварительный срок принятия правил – июнь этого года.
По словам заместителя руководителя Управления координации занятости и социальных программ региона Рината Ельжасова, на сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения РК труда утвердили квоту на 2 685 переселенцев, в том числе на 2 556 – из трудоизбыточных регионов и на 129 кандасов.
Аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов утвердил дорожную карту по привлечению переселенцев и кандасов, их социальной адаптации, разработаны критерии оценки населенных пунктов для приема переселенцев и обеспечения их жильем.
«Дорожная карта состоит из 3 глав (трудоустройство, жилье и социально-культурная адаптация) и 13 разделов, в которых отражаются основные мероприятия по адаптации по сферам деятельности, определены ответственные госорганы и сроки исполнения. В целом, ожидаем, что все принимаемые меры окажут положительное влияние на социально-экономическое развитие области и позволят стабилизировать миграционные процессы», – сказал Ринат Ельжасов.