Сенаторы считают, что госпрограмма провалилась
По данным депутата Сената Султана Дюсембинова, число последователей деструктивных течений в Казахстане превышает 20 тысяч человек. По его словам, на госпрограмму по противодействию религиозному экстремизму и терроризму из бюджета были потрачены сотни миллиардов, однако о том, что программа не дала должных результатов, говорят события трагического января, сообщает корреспондент Azattyq Rýhy.
По данным сенатора Султана Дюсембинова, в январских событиях религиозные радикалы, преступные группировки использовали недовольство населения в своих целях, и они привели к крупному конфликту, нарушившему спокойствие страны.
«И всю ответственность здесь принял на себя глава государства Токаев. И принял своевременные решительные, стратегические решения. При этом, выступая на внеочередной сессии Совета безопасности ОДКБ, глава государства дал оценку – их главной целью было подорвать конституционный строй, разрушить институт управления, захватить власть», – говорит депутат.
По его мнению, члены религиозных течений занимались распространением чуждой идеологии, отравляя сознание молодежи, подвергая сомнению традиционную религию и обычаи народа, сложившиеся на протяжении веков.
«На сегодняшний день по статданным, 73% граждан, интересующихся религией, ищут необходимые сведения в сети Интернет. То есть современные сайты, видеохостинги, социальные страницы, блог-платформы и другие связующие средства масс-медиа способствуют появлению новых рисков. В целом деструктивные религиозные течения имеют единую основу, общую цель – создание Халифата, жизни в Халифате, непризнание Конституции и структуры законодательства страны, культуры, традиций и языка нашего народа.
Сергей Швейкин в своем выступлении сообщил, что число последователей деструктивных течений в Казахстане превышает 20 тысяч человек. Здесь возникает вопрос – почему и количество увеличивается? По некоторым данным, для реализации госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в стране на 2018-2022 годы из госбюджета на пять лет выделено 270 млрд тенге, но только 4% из них потрачены на профилактические мероприятия. О том, что данная программа не дала должного результата, свидетельствуют события трагического января и до сих пор не дана оценка этому вопросу уполномоченными органами, ответственными за эту сферу», – подчеркнул Дюсембинов.
Он напомнил, что 11 января 2022 года глава государства, выступая на заседании Мажилиса, заявил о необходимости реализации комплекса системных мер по борьбе с религиозным экстремизмом.
«Анализируя эти и произошедшие события, предлагается выполнить следующие работы. Первое – углубленное изучение религиозной ситуации и подготовка новой государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Второе – разработка карты религиозной ситуации Казахстана в разрезе регионов. Третье – создание республиканского исследовательского центра, проводящего исследования, мониторинг и экспертизу в сфере религии, комплектование его профессиональными, квалифицированными специалистами, имеющими соответствующее образование. Четвертое – совершенствование и усиление деятельности информационной пропаганды исследовательский групп в регионах с оказанием соответствующей методической, информационной, финансовой поддержки. Пятое – рассмотреть вопрос улучшения социального положения специалистов-религиоведов, теологов в государственных организациях в сфере религии.
Вместе с тем, совместно с представителями традиционных религиозных конфессий, сформировавшихся в стране, повысить качество центров и вузов по подготовке специалистов религиозной направленности и привлечения к работе в этом направлении профессионалов, а также представителей гражданского общества. Мы считаем, что со стороны духовного управления мусульман Казахстана проводить мероприятия по повышению уровня образования, улучшения качества ассоциации имамов», – заключил он.