Глава «Алматыметрокурылыс» заявил об очередной попытке «отжать» его бизнес
Сотрудников компании обвиняют в хищениях
Компания «Алматыметрокурылыс», строившая станции метро в Алматы, снова в центре скандала. Глава фирмы Кайрат Реимов заявил, что его бизнес в очередной раз пытаются «отжать». На этот раз задержали нескольких сотрудников компании, их обвиняют в хищениях и покупке оборудования по завышенным ценам. Реимов считает, что таким образом у компании хотят забрать всю технику, чтобы предоставить ее другим фирмам для продолжения работ под землей. Происходящее он назвал рейдерством и рассказал подробности дела на пресс-конференции, сообщает Azattyq Rýhy.
В 2015 году «АлматыМетроКурылыс» выиграл тендер на 62 миллиарда тенге. Деньги были выделены на строительство станций «Бауыржан Момышулы» и «Сарыарка».
Ближе к завершению строительства, в начале 2021 года, в компании начались проверки со стороны ревизионной комиссии Алматы, которая обнаружила завышение стоимости некоторых компонентов при строительстве станций.
Однако Счетный комитет отменил результаты проверки, там посчитали выводы необоснованными и несостоятельными, так как были выявлены нарушения законодательства и действующих методик.
Несмотря на заключение Счетного комитета, правоохранительные органы начали расследование. Дело попало в транспортную прокуратуру.
«Это был чистейший заказ. По делу пошли карательные действия и в расследование вовлекли почти всех поставщиков и субподрядчиков «АлматыМетроКурылыс». Пошли абсолютные меры репрессивного воздействия: в отношении многих сотрудников поставщиков проводятся негласные следственные действия, слежки, видео-фото наблюдения и фиксации, обыски, выемки, бесконечные и изнурительные ежедневные многочасовые допросы сотрудников», - заявил Кайрат Реимов.
По его данным, изначально следствие считало, что были похищены все 62 миллиарда. Однако сейчас следователи обвиняют руководство компании в завышении стоимости системы автоматики и сигнализации, которую купили за 4,7 миллиарда тенге. В «Алматыметрокурылыс» считают, что они не могут влиять на ценообразование поставщика. К тому же увеличение сметной стоимости некоторых компонентов разрешено.
«В стране произошла девальвация более чем в 2 раза (в начале строительства в июне 2015 года доллар стоил 184 тенге, а спустя 2 месяца тенге резко обвалился до 382). Все действия по увеличению отдельных компонентов правильны и обоснованы, а более того, при осуществлении строительства бюджетных инвестиционных проектов, исполняемых в рамках гражданско-правового договора по законодательству разрешены», - считает Реимов.
В итоге 19 января арестовали сотрудницу компании из производственно-технического отдела Жамилю Арисову и ее мужа Нуржана Арисова. Женщину подозревают в хищениях, а ее супруга в пособничестве, хотя он даже не работает в «Алматыметрокурылыс».
Также арестован управляющий директор компания Ербол Абильдинов. Кайрат Реимов считает, что транспортная прокуратура использует меру пресечения «арест» как метод выбивания нужных им показаний.
«Не сомневаемся, что в следственный изолятор людей помещают для того, чтобы их сломать. Когда человек, который не был в СИЗО, попадает туда, за два месяца из него делают что-то вроде игрушки «лего». Что хотят, то и делают с ним. Условия ставят. Некоторых ломает как раз этот момент. Люди не могут представить, как себя вести в такой ситуации. Идет сильное психологическое воздействие.
В нашем случае мы абсолютно уверены, что с них выбивают нужные прокурорам показания. СИЗО как раз и является местом ужаса и кошмара, в условиях которых человек готов дать любые показания этим «воинам зла» из прокуратуры, чтобы побыстрее выйти оттуда. Человек в условиях полной изоляции соглашается на все сценарии следователей», - утверждает Реимов.
Он считает, что дело о хищениях завели специально для того, чтобы вынудить его отдать всю технику конкурентам, чтобы те продолжили строительство метро.
Ранее мы рассказывали, чем закончилось уголовное дело против главы «Алматыметрокурылыс» Кайрата Реимова.